Лекция «Моя родословная. Первые шаги»

Интерес к генеалогии в нашей стране имеет устойчивую тенденцию роста. Люди, осознавая свое место в связке: я – семья – род – народ, обращаются к истории своих предков. Изучение своего происхождения, истории своего рода способствует пониманию значимости каждого человека, повышению его ответственности за судьбу своего рода, семьи и всех живущих ее представителей, препятствует разобщению и отчуждению людей в современных условиях.

Генеалогия является вспомогательной (специальной) исторической дисциплиной, занимающейся изучением происхождения и истории родов, семей и отдельных лиц, родственными связями, составлением родословной. Слово «генеалогия» греческого происхождения, означает понятие «родословная» и происходит от слов «ген» - род, «логос» - наука.

Представления дореволюционных исследователей-генеалогов о высоком смысле и значении генеалогии прекрасно и глубоко выразил отец Павел Флоренский: «Когда говорится о генеалогическом древе, то пользуются образом гораздо более уместным в данном случае, чем обычно думают сами говорящие. Род действительно есть дерево, и он действительно ветвится, но не в высоту, т.е. в третье измерение, а во время, т.е. измерение четвертое... Род есть единый организм, он имеет единый целостный образ. Он начинается во времени и кончается. У него есть свои расцветы и свои упадки...»

После 1917 г. генеалогия была сведена практически к приемам получения сведений об имущественных и социальных отношениях людей. За генеалогией, как и за геральдикой, надолго закрепилась репутация дворянской науки.

Издавна родословная семьи изображалась в виде древа. Это очень символично. Ведь «древо жизни» соединяет прошлое, настоящее и будущее, в нем заложена идея бессмертия и продолжения жизни.

Корни древа рода уходят в историю, так же, как и корни дерева жизни – в плодородную почву, находя там силы для своего развития и роста. Листья живого дерева умирают и падают, так же, как уходят люди, но само древо продолжает жить.

В основании генеалогического древа помещается имя родоначальника, на стволе и ветвях располагаются имена, портреты, гербы его потомков.

Чтобы заняться составлением своей родословной, надо знать, как зовут членов семьи. Слово «фамилия» означает «семья, семейство, общесемейное имя».

На заре нашей государственности как таковых фамилий не было, их заменяли имена и прозвища. Личное имя – назвище – было ничем иным, как прозванием, данным по тому или иному поводу. Древнерусские имена – прозвания были разнообразны, они могли быть образованы и от наименований растений и животных, и от названий пищи, одежды, орудий труда, домашней утвари, и от особенностей внешности и характера человека. После введения христианства в X столетии в практику именования вошли так называемые календарные имена, которые давались по церковной книге «Святцы». Около 1000 имен переданы нам по наследству византийской церковью вместе с принятием православия.

В России становление фамилии началось поздно и растянулось на четыре столетия. Фамилии у князей и бояр появились в 14 в., у дворян – в 16 в., у духовенства - в 19 в. Что касается крестьян, то большинство из них получило фамилии лишь в конце 19 – начале 20 в.

Чтобы составить родословную, важно не запутаться в терминах – определенных словах, означающих степень родства. Многие термины в современном языке исчезли или употребляются редко, некоторые встречаются лишь на определенных территориях.

Все члены каждой семьи связаны между собой родственными связями или кровными (имеют общего предка), или свойственными (через узы брака), а может быть, и близкими духовными неродственными (образуются при крещении и усыновлении).

История семьи зафиксирована в самых разнообразных документах. Современные официальные документы (паспорта и аттестаты, свидетельства о рождении и браке, трудовые книжки и пенсионные удостоверения, военные билеты и дипломы) хранятся в каждом доме в семейном архиве. А вот исторические старинные документы можно найти только в государственных архивах.

Старейшими дошедшими до нас документами являются описания земель периода татарского ига (13 в.). Чтобы определить размеры дохода и взимания татарской дани, во владениях каждого князя составлялись специальные писцовые книги. Для описания земель в 16 в. было создано специальное учреждение – Поместный приказ. Описания земель проводились специальными чиновниками: писцами, дозорщиками и мерщиками.

В 1718 г. была начата новая реформа: подворное налогообложение было заменено подушным, подати стали взиматься с «души мужского пола». Для организации подушного учета населения царским указом было велено собирать «сказки» о количестве душ, «не обходя от старого до самого последнего младенца с летами их». С этого момента берут начало ревизские сказки. На протяжении 18-19 вв. было проведено 10 ревизий.

В ревизских сказках отражались данные по составу каждой семьи: по предыдущей ревизии, по выбывшим и временно отсутствующим лицам. В сказку записывалась одна семья за другой: на левой половине листа – мужчины, на правой – женщины. После 10-й ревизии 1858 г. общегосударственный учет населения велся посредством всеобщих переписей.

Метрические книги, которые велись в каждой церкви, - важные документы, удостоверявшие основные события в жизни человека: крещение (рождение), венчание (брак) и погребение (смерть).

В разделе «О рождении» указывались дата рождения и крещения, имя, фамилия, место жительства и вероисповедание родителей и крестных родителей, законность и незаконность рождения. Крестных родителей (восприемников) старались выбирать среди хорошо знакомых людей, чаще родственников. В случае полного сиротства крестника именно «богоданные родители» брали на себя обязанности по его воспитанию.

В разделе «О браке» записывались имя, фамилия, место жительства, национальность, вероисповедание жениха и невесты, в каком возрасте вступают в брак, дата венчания, фамилии и имена поручителей (свидетелей). Поручители должны были подтвердить, что «не имеется между брачившимися плотского родства, кумовства, крестного братства, ближнего сватовства». Свидетелями на свадьбе чаще всего являлись братья, тетки, двоюродные родственники, крестные.

В разделе «О смерти» указывались имя, фамилия, место жительства, возраст умершего, дата и причина смерти, место захоронения.

Ревизские сказки и метрические книги наиболее важны и востребованы для генеалогических исследований. Но существует огромное количество других исторических документов, которые имеют отношение к разным сословным категориям населения. Так, например, представители дворянства записывались в губернские Родословные книги. Сведения о людях, проходящих воинскую службу, отражались в формулярных списках. Существовали такие виды документов, как домовые, хозяйственные, обывательские книги, ведомости, списки призывников и переселенцев, а также множество личных документов.