«История длиною в 305 лет» (к юбилею п.г.т. Климово)

Как гласит географический справочник – в двухстах тридцати километрах юго-западнее Брянска, на реке Ирпа расположен поселок городского типа Климово, районный центр Брянской области РФ.

А началось все в «бытошном», как его называли, 17 веке. На престоле сидел Романов Алексей Михайлович. И хотя величали его «тишайший», в жизни страны при нем произошли весьма существенные перемены. В 1653 г. патриарх Никон начал церковную реформу. Она заключалась в унификации церковных обрядов, в сверке греческих и русских церковных книг, в введении единого церковного устава. Реформа расколола страну на сторонников и противников Никона. Противники, во главе с протопопом Аввакумом, отказались принять реформу. Они требовали сохранения старых, привычных традиций и обрядов. Отсюда и их название – старообрядцы. Не сходились во многом: как креститься – двумя или тремя перстами, как совершать крестный ход – по солнцу или против и т.д. Государство приняло сторону официальной церкви, реформированной, и началось гонение на еретиков. Первым отправился на костер протопоп Аввакум.

Но старообрядцы – раскольники не смирились. Стоит только вспомнить боярыню Морозову с картины Сурикова. Ее горящий, почти безумный взгляд, вскинутые вверх, как вызов, два пальца, толпу вокруг нее, такую же непокоренную, чтобы понять, насколько серьезным был раскол в обществе.

Спасаясь от властей, старообрядцы бежали из центральной России на ее окраину, Северщину. Так назывались Черниговские, Стародубские земли, юго-запад нынешней Брянщины. После воссоединения Украины с Россией эти земли стали частью русского государства, и царское правительство разделило их на полки и сотни. Северщина стала территорией Стародубского полка. Вот здесь-то, в лесных урочищах этого, глухого и благодатного края, с мягким климатом, обилием воды – нашли в конце

17 века свое убежище и пристанище опальные беглецы.

Полковое Стародубское начальство поощряло заселение края, поскольку беглые становились подданными Стародубского полковника и платили ему подати. Новые поселения были ему нужны еще и потому, что на некоторые северские земли претендовала Киево-Печерская Лавра. А когда на них появились новые селения, все оставалось за Стародубским полком. Что касается вероисповедания поселенцев, начальство это не беспокоило. Главное, что они много работали, жили в строгости, исправно платили налоги, уважали власть. А к их замкнутости и отстраненности относились философски.

25 июня 1708 г. на свет появился документ, составленный Стародубским полковником Иваном Скоропадским, кстати, будущим гетманом Украины.

Документ гласил: «…. на пустующих землях челховских, между реками Ирпою, Ирпицею и Песочною, на площади на одну милю разрешается для освоения данных пустующих земель основать слободу и дать возможность всем желающим в течение 7-ми лет селиться на том месте. А осадчим данной слободы назначаем человека из-за границы пришлого Клима Ермолаевича, обязав его принимать на поселение людей не местных, или из-за границы приходящих. Жители окрестных сел, чтобы всем желающим селиться в новой слободе препятствий не ставили и на права поселения не посягали».

Хотя заселяться эти места начали ранее, и называлось поселение Песочней, но именно с этого времени началась история Климовой слободы. Трудолюбивые, упорные поселяне быстро начали осваивать отведенные им земли – развели сады, огороды, пасеки, растили скот. Но не все шло гладко. Настороженно встретило их местное население. Да и чему было радоваться – неизвестно откуда пришли, неизвестно какие. И вскоре Скоропадскому поступила от челховцев жалоба – не желали они рядом видеть пришлых. Полковник жалобу рассмотрел и ответил по справедливости.

«… Вы будучи не в состоянии сами освоить пустоши на ваших землях, тем не менее слобожанам чините препятствия, с земель изгнать стремитесь.

Совершаете вы это против моей воли, а значит противозаконно. Впредь приказываю вам, в то место, где слобожанам позволено селиться, не заходить, на их земли не претендовать, а довольствоваться теми пашнями и лугами, которых немало около ваших сел находится. Слобожанам в том месте, где селятся, разных препятствий и посягательств на их права не устраивать».

Не успев освоиться на новом месте, поселяне были втянуты в войну. Царствующий в ту пору Петр I воевал со шведами за выход к морю, за «окно в Европу». Неожиданное предательство гетмана Украины Мазепы осложнило обстановку. Но когда шведы вторглись на Северщину, местные жители дали им достойный отпор. Там началась настоящая партизанская война. В письме адмиралу Апраксину Петр I писал «малороссийский народ, с божьей помощью, стоит так, как от него и требовать не можно». А когда жители раскольничьих слобод доставили в Стародуб и передали Петру пленных шведов, тот так растрогался, что простил беглецов за непокорность, и особым Указом в 1716 г. закрепил за ними навечно все земли, на которых они поселились. Более того, Петр разрешил старообрядцам организовать свой округ с главным управлением в Климовой слободе. То, что именно Климова слобода была выделена царем среди прочих говорит и как об авторитете и деловитости ее основателя, Клима Ермолаевича, так и о том, что она уже сформировалась в устойчивое поселение. Но особенный рост и развитие Климова наблюдается после карательных экспедиций в Ветку (ныне это Гомельская область) – цветущий богатый район раскольничества. Произошли они – первая при Анне Иоанновне в 1736 г., вторая при Екатерине II в 1763 г. Жители разоренной и опустошенной Ветки бежали в разные слободы. Пришли они и в Климову слободу, принеся с собой многие ремесла, умения и навыки. Ветковские раскольники даже вывезли в Климово свою святыню – Покровскую церковь. А вместе с ней сюда переместился и центр всего юго-западного старообрядчества.

Покровский мужской монастырь, где была поставлена ветковская церковь, стал главной монастырской обителью края. В это же время поп Михаил Калмык основал в Климове Казанский женский монастырь. Это заметно усилило значимость Климова. В некоторых раскольничьих сочинениях Климово называют даже «Новым Иерусалимом», в смысле возобновления Ветковского благочестия. Поменялся и его административный статус, теперь это посад.

Со временем Климово становится заметным торговым центром. Не имея от песчаной земли нормального дохода, предприимчивые климовчане стали развивать торговлю, различные ремесла. Среди жителей было немало умелых сапожников, кузнецов, портных, плотников, каменщиков. На климовские ярмарки, а их было 5 в год, съезжались купцы из Курска, Орла, Севска, Путивля. На всю округу славилось местное конопляное масло, которое поставляли в Киев, Нежин, Полтаву и даже в Варшаву и Кенигсберг. Известное своим качеством мыло, изготавлимое на местных заводиках, скупали прямо на месте производства купцы из Орла и Москвы. Корабельные канаты и веревки шли в Киев, Херсон и на Дон, воск и мед – в Курск и Брянск. На торгах всегда было много овощей, ягод, фруктов, разведением которых особенно славились климовчане. В 1913 г., например, на Новозыбковской сельскохозяйственной выставке похвальным листом Российского общества плодоводства было награждено общественное хозяйство Алексеево из Климова. Жители посада могли похвастать и своим культурным уровнем. Практически каждый мужчина в старообрядческой семье был грамотен, умел писать, читать старославянские тексты. Здесь переписывали церковные книги, делали церковную утварь, писали иконы. Первую церковно-приходскую школу открыли в Климове в 1880 г., позднее – три начальных земских школ. В быту климовчане были сдержаны, опрятны, добротные дома и дворы содержали в чистоте, и никаких вредных привычек. Сам посад утопал в садах и зелени. По мнению священнослужителя Тимофея Верховского «климовцы всех других слобожан обходительнее и благоразумнее».

В 1929 г. Климово становится районным центром, а в 1938 г. постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР - рабочим поселком.

За свою историю Климово не раз меняло свою административно-территориальную принадлежность, входило в состав Черниговской, Гомельской, Брянской губерний, Западной и Орловской областей, с 1944 г. – в составе Брянской области. Климовский район находится в уникальном месте, где сходятся земли России, Украины и Белоруссии. Здесь на стыке трех славянских республик, неподалеку от русского села Новые Юрковичи, украинской деревни Сеньковки и белорусской Васильевки в год 30-летия Великой Победы был воздвигнут Монумент Дружбы. И каждый год, в конце июня, у его подножия шумит разноликий народный праздник – фестиваль славянского единства.

А сегодня Климову – 305 лет. Хочется пожелать этому уютному живописному городку долгой и счастливой истории.

Главный специалист ГАБО Т.В. Михеева.