«Совет Народных Комиссаров постановляет...»
(к 85-летию Брянского государственного технического университета)
22 декабря 1929 года Совет Народных Комиссаров постановил: «Разрешить Высшему Совету Народного Хозяйства СССР организовать в 1930 г. в г. Бежице втуз нового типа – Бежицкий машиностроительный институт для подготовки инженеров по машиностроению».
Правительство торопило город, по его распоряжению институт должен был начать работать уже 1 января 1930 г.
Учебной базой для института послужил Бежицкий рабфак, размещавшийся в здании бывшей женской гимназии. 10 января 1930 г. 25 преподавателей и 124 студента приступили к занятиям.
А 18 января состоялось объединенное заседание Бежицкого горкома ВКП(б), горсовета и завкома завода «Красный Профинтерн»– так в ту пору назывался БМЗ, – посвященное открытию Бежицкого машиностроительного института.
Правда, тогдашние студенты совсем не походили на прежних, дореволюционных. Ни форменных шинелей, ни золотых пуговиц, ни зеленых фуражек. И пришли они от станков, мартеновских печей и строек. Их смущали непривычные термины и понятия. И жизнь их была совсем не похожа на шумное, бесшабашное студенческое бытие.
Как вспоминал один из первых студентов: «Утром мы учились, а после занятий снаряжали продотряды для добычи в близлежащих деревнях пропитания, а в лесах – дров для отопления». Когда для института стало поступать оборудование, его буквально на руках доставляли с вокзала сами студенты. Но все это было неважно. Главное – институт жил, он стал реальностью. Довольно быстро институт оборудовал 7 лабораторий, большой чертежный зал, библиотеку на 27 тыс. томов, 7 кабинетов. Первым факультетом института был механико-технологический. Через два года открылся еще один – транспортный, а в 1935 г. – общетехнический.
Когда в 1936 г. Бежица была переименована в г. Орджоникидзеград, изменил название и институт. Теперь он назывался Орджоникидзеградский машиностроительный институт (ОМИ).
Начало войны совпало со временем защиты дипломных проектов. Защитилось 73 инженера, остальные 70 получили дипломы без защиты. Институт решили эвакуировать. В начале назывался г. Сталинград, потом пришло указание об эвакуации в г. Нижний Тагил. К отъезду собирались военными темпами. Надо было упаковать все оборудование, книги, инвентарь. А вот большие предметы решили не брать. Как заправские хранители кладов, вырыли во дворе яму, аккуратно все в нее сложили и засыпали землей. Последним родные стены покидал ректор института Погодин. 26 августа 1941 г. он издал приказ: «Сего числа я последним эшелоном выбываю в Нижний Тагил. Деятельность ОМИ в г. Орджоникидзеград с сего числа считать прекращенной».
На новое место прибыли в начале сентября. И начались проблемы. Город уже был перенаселен. Сюда эвакуировались заводы из Ленинграда, Харькова, Минска. Людей худо-бедно разместили: кого в квартирах горожан, кого в школе и бараке вагоностроительного завода, правда, в 9 км от города. А вот имущество института разгрузили прямо на вокзале под открытым небом. Пришлось потеснить Минский пединститут, и уже 7 октября 450 человек приступили к занятиям.
Все бы ничего, но в помещении не было центрального отопления, голландские печи отапливались дровами, в аудиториях нередко было 5-6 градусов, но занятия не прекращались. Более того, был объявлен набор по 3 специальностям. А чтобы совсем не замерзнуть, дрова в лесу заготавливали сами, всем коллективом, в институте оставались только дежурный и сторожа.
За время пребывания в Тагиле институт выпустил 147 инженеров, опубликовал сборник научных трудов, четверо сотрудников защитили докторские диссертации, 14 – кандидатские.
Когда Бежицу освободили от оккупации, институт начал собираться в родной город. Но Москва сомневалась, сможет ли разбитая Бежица разместить институт у себя. Кроме того, заполучить такой вуз пожелали Саратов и Калинин. И, конечно же, хотела возвращения института Бежица. Городские власти сумели убедить Москву, что институт должен быть там, где родился. 23 февраля 1944 г. он был переименован в Бежицкий механико-машиностроительный институт. Казалось бы, вопрос о его возвращении решен, но не тут-то было. Он так пришелся к месту, что Тагильское руководство всяческими путями мешало реэвакуации. Более того, оно стало настаивать на отмене решения Москвы вернуть вуз в Бежицу. И тогда началось массовое бегство студентов. Дело дошло до того, что студентам была запрещена продажа билетов на поезд. Но они быстро нашли выход: отъезжали от Тагила на 2-3 станции и спокойно покупали билеты там.
26 августа 1944 г. с прибытием в Бежицу основного состава студентов и сотрудников вуз возобновил свою работу. Нижнетагильский период в его жизни закончился. К счастью, учебный и лабораторный корпуса почти не пострадали, а разрушенное начали ремонтировать, отстраивать. Бежицкие заводы помогли с мебелью для общежития. Чтобы не голодать, на 30 гектарах земли организовали подсобное хозяйство, где выращивали картофель, помидоры, огурцы, фасоль. Оно просуществовало до 1949 г. и очень помогло институту.
7 декабря 1945 г. вуз получил новое имя – Бежицкий институт транспортного машиностроения. А когда в 1956 г. г. Бежица и г. Брянск объединились в один город, он стал Брянским институтом транспортного машиностроения – БИТМом. На рубеже 50-60-х годов в институт пришли СТЭМ (студенческий театр эстрадных миниатюр) и КВН, с 1966 г. стала работать киностудия.
Свое 50-летие в1980 г. институт отмечал широко и торжественно. Он был награжден орденом «Знак почета» – первой правительственной наградой среди вузов Брянщины. В его стенах трудились 9 профессоров и докторов наук, 223 кандидата наук. На дневном отделении института работало 5 факультетов, были еще вечернее и заочное отделения.
У института сложились свои традиции: торжественное посвящение в студенты, торжественный выпуск, студенческие стройотряды. В конце 70-х – начале 80-х годов БИТМ имел широкие связи с вузами зарубежья – Польши, Венгрии, ГДР, ФРГ, Англии. Взаимный обмен научной информацией был налажен с Пражским политехническим институтом, Высшим техническим училищем г. Брно, Дрезденским университетом.
В 1995 г. БИТМ прошел аттестацию экспертной комиссии Ассоциации технических университетов России и приказом Госкомвуза РФ от 28 декабря 1995 г. был переименован в Брянский государственный технический университет (БГТУ).
Сейчас университет имеет филиал в г. Людиново Калужской области, представительства в городах Новозыбкове и Клинцах.
По данным журнала «Карьера» БГТУ несколько раз входил в 100 лучших вузов России, а в мае 2014 г. по результатам мониторинга, проводимого Министерством образования и науки Российской Федерации, признан эффективным вузом.
Университет живет, развивается, ждет своих абитуриентов и служит родному Отечеству.
Гл. специалист ГАБО Т.В. Михеева.