Радиопередача к 90-летию П.Л.Проскурина

«И верю - вечны и нетленны гармония, любовь и красота»

(12+)22 января 1928 г. в поселке Косицы Севского района родился Петр Лукич Проскурин, будущий писатель, академик Международной славянской академии, лауреат Государственных премий Советского Союза и Российской Федерации, лауреат премий Льва Толстого и Михаила Шолохова, Герой Социалистического Труда, почетный гражданин г.Орла и Брянской области, награжденный орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знаком Почета».

Когда Петру исполнилось 6 лет, семья переехала в Севск. Здесь ему нравилось все: утренняя рыбалка на реке Сев, таинственный древний городок – исторический центр Севска, развалины старинной церкви. Уже будучи взрослым он писал: «Любовь к Севску была у меня неистребима, несмотря на связанные с ним самые тяжелые минуты жизни. Почему у взрослого уже человека просыпаются какие-то не свойственные ему черты, и он бродит по закоулкам, вспоминает давно ушедшее детство и позабытые пустяки оживают с новой силой, вдруг появляется какое-то второе зрение души». И может быть именно здесь, на улочках тихого городка родились строки: «Снег на закатах вешних голубой, а на восходах небывало розовый. Как хорошо наедине с тобой, родимый край, до нежности березовый».

Самые тяжелые и страшные минуты, о которых писал Проскурин – это война. Мальчику было 13 лет, когда в город пришли немцы. Он видел все: жестокость, боль, страдания, смерть и несгибаемую непокорность. От ужасов войны его спасали книги. Читать много и жадно он начал еще в младших классах. И вскоре были перечитаны все книги в севской районной библиотеке. Родители даже приняли карательные меры – запретили ходить в библиотеку. Как он тосковал и страдал. Поддержала любимая учительница Александра Митрофановна. Она снабжала его книгами из своей домашней библиотеки. За монастырской оградой, в тени старой груши он мог часами сидеть с книгой в руках.

Когда началась оккупация, перетаскал домой и спрятал несколько мешков с книгами из школьной библиотеки. Так он спас книги, которые, вероятно, спасли его душу. Уже тогда у него появились любимые авторы: Шекспир, Есенин, Гоголь. Знал наизусть «Слово о полку Игореве». А когда открыл для себя Тютчева, считал его звездой первой величины. И как-то незаметно, само собой, стал писать стихи.

После оккупации работал в колхозе, на торфоразработках в Пальцо. Позже он так вспоминал это время: «Я не смог забыть той жажды строить, охватившей людей после оккупации. Именно осень 43-го оставила у меня память о заложенной в народе жажде созидать. Она была какой-то неистовой и необъятной. В ту осень строили все: дети, женщины, старики, все были охвачены одним чувством и одним порывом. Строили времянки из хвороста и глины, рыли землянки, делали кирпич и клали печи, разбирали завалы, возили лес надрываясь, научились делать ручные мельницы, из остатков немецких самолетов приловчились лить ложки и миски, пахали землю на себе. Дальше и дальше откатывались бои, и это было самое главное: пусть опять хрипела и задыхалась Россия, но хрипела и задыхалась она теперь от жажды и возможности жить, а к немыслимым тяготам ей давно уже не привыкать».

Когда исполнилось 18 лет, Петр ушел в армию. И продолжал писать стихи, рассылая их повсюду: в «Правду», «Брянский рабочий», «Красный воин». Подписывался псевдонимом Павел Росин. И однажды случилось долгожданное – его стихи опубликовали и даже выплатили гонорар.

В 1954 г. по оргнабору Проскурин уехал на Камчатку. Кем он только там не работал: лесорубом, шофером, сплавщиком леса, печником, строителем.

В 1958 г. в газете «Тихоокеанская звезда» был опубликован первый его рассказ – «Цена хлеба».

«Трудно сказать, - писал Петр Проскурин об этом своем периоде жизни. – «состоялся бы я как писатель, если бы не эти годы на Камчатке». Здесь же был написан его первый роман «Глубокие раны», который он посвятил партизанам Брянщины. Уже находясь в Хабаровске, занес его в Хабаровское отделение союза писателей. И началось томительное ожидание. Не выдержав, Проскурин сам зашел в отделение и увидел несколько своих будущих коллег, которые зарывшись в кучу книг тщательно искали, у кого это молодое дарование списало свой роман. Книгу выпустили вначале тиражом в 15 тыс., потом в 30 и вдруг сразу в 150 тыс.

Читатель признал молодого писателя, его стиль, язык, философию. С какой любовью и болью обращался он в романе к своей отчизне: «Русь! Вздыбилась ты, огромная и неоглядная, заслонила истерзанной грудью Вселенную, и заалели снега твои от крови, поредели леса твои от пламени. Неисчерпаемы оказались силы твои. Скажи, Русь, как назвать тебя? Несгорающим факелом, освятившим жизнь человечеству на многие годы вперед? Страдалицей? Героиней? Ты и то, и другое, и третье. Похожа ты на звенящий полет стрелы, на шелест знамен. Но стонут дочери твои, угоняемые на чужбину, и падают сыновья твои, чтобы никогда не встать. И поэтому перепоясалась ты, Русь, по белому снежному платью трауром многочисленных пепелищ».

Когда был готов 2-ой роман «Корни обнажаются в бурю», для его обсуждения хабаровское отделение посылает Проскурина в Москву. Критиковали очень жестко, но в конце беседы похвалили, признались, что это была прививка от «звездной болезни», приняли в союз писателей и зачислили на высшие литературные курсы при Союзе писателей СССР. Даже выделили комнату в общежитии Литинститута им.Горького. Учился взахлеб, да ещё и писал. Вышел его роман «Горькие травы», начал собирать материал для романа «Судьба».

После окончания курсов Петр Лукич уезжает в Орел. Были попытки поселиться в Брянске, но возникли сложности с жильем.

Здесь из-под его пера выходят романы «Исход» и «Камень сердолик».

В 1968 г. Проскурин переезжает в Москву, где работает спецкором «Правды», сотрудничает со многими изданиями: «Огонек», «Наш современник», «Москва». Написаны десятки рассказов: «Тайга», «Шестая ночь», «Тихий, тихий звон», «Утренние росы», «В старых ракитах», «Черные птицы».

Почти все герои Проскурина это его земляки, жители родного села, родной Брянщины. Писатель признавался, что ему не надо придумывать сюжеты. Их дарила сама жизнь. А имя главного героя его романов и повестей – народ, который вынес и коллективизацию, и сталинские репрессии, и молох войны «Я не устаю удивляться, - писал Проскурин, - сколь же успел сделать наш народ. Основать огромную страну, создать уникальную русскую цивилизацию, особую русскую культуру. И как же он не может не вызвать глубокое уважение за свое упорство и глубокое изумление за свое адское терпение».

В 1972 г. вышла первая книга трилогии, над которой он работал уже давно – роман «Судьба». Она была отмечена премией им.М.Горького.

В 1978 г. и в 1987 г. следующие части, романы «Имя твое» и «Отречение». А в 1974 г. зритель получил отменный подарок – фильм «Любовь земная» по роману «Судьба». Успех был колоссальный. По итогам проката 1975 г. картина заняла 5-е место наиболее кассовых фильмов. А Петр Лукич получил Госпремию в области литературы и искусства.

В 80-е годы Проскурин входит в редакционную коллегию популярного издания «Роман-газета», много пишет. Издательство «Современник» печатает 5-ти томное собрание сочинений автора, как своеобразный литературный отчет писателя.

Очень болезненно переживал Петр Лукич 90-е перестроечные годы. «Человечество больно злобой, завистью, равнодушием и жестокостью, - писал он. – «Стоэтажные банковские чудища – это всеобъемлющая, безоговорочная власть капитала, сметающая на своем пути все ценное для человека. Это вседозволенность сильного и всепокорность слабого».

Свою гражданскую позицию он выразил в 1990 г., подписав вместе с другими деятелями культуры «Письмо 74-х», где выражался протест против шельмования русского народа и фальсификации истории. Он часто выступает как публицист, рассуждая об образности и языке, об особенностях русской и славянской истории, о природе таланта, об отношении человека к своему прошлому. «Как можно утверждать, - спрашивал он, - что мы родом всего лишь из Октября. Мы родом неизмеримо глубже, из тех самых поддерживающих земную твердь гранитов. И этот взгляд на историю привел нас к разрушению национальной культуры. Горький пепел великой культуры продолжает оседать на наши города, улицы и площади, насильственно вырванные из контекста истории безалаберным переименованием. А ведь если вслушаться в звоны истории, то многое можно почувствовать и услышать. И окажется, что город Горький, никакой ни Горький, а Нижний Новгород, что Калинин это именно Тверь. Без этих и ряда других переименованных городов немыслима вообще русская история и непонятен русский характер».

Писателя очень беспокоил процесс упрощения русского языка «Усреднение русского литературного языка, - писал он, - стало пугающе привычным делом. Десятки наших писателей уже невозможно отличить друг от друга по языку, не говоря уже о стиле. Если с обложек книг снять имена их авторов, то никакой лингвист не сможет определить, кем написано. А ведь еще в 19 веке было невозможно спутать по языку даже двух посредственных литераторов».

Последний роман Проскурина «Число зверя» был опубликован в «Роман-газете» в 1999 г. 26 октября 2001 г. в возрасте 73 лет в Москве Петр Лукич Проскурин скончался. Как он и завещал, похоронен в Брянске. Пророческими оказались его слова: «В тишь родимых полей я вернул свое сердце». Именем Проскурина названы фонд «Литературный центр», Орловское областное литературное объединение «Родное полесье», Брянская городская библиотека, сквер в Брянске, Севская средняя школа. Его помнят, любят, почетают, им гордятся. Прав был мастер, утверждая: «Здесь останусь во всем легкой тенью печали, предзакатным огнем, обнимая любимые дали».

Главный архивист ГАБО
Т.В.Михеева