Выставка «Ветер принес издалека звучные песни твои…»
(12+) В 1913 г. 4 (17) февраля в Петербурге умерла Анастасия Дмитриевна Вяльцева. Ее называли «несравненной» – так высоко оценивали современники ее голос и незаурядный артистический талант. Вяльцева вошла в плеяду немеркнущих звезд русской эстрады, таких как Варвара Панина, Надежда Плевицкая, блиставших в начале века. Однако наблюдательный театральный критик А.Р.Кугель выделил ее среди других. «В Вяльцевой, – утверждал он, – было что-то зовущее, колдовское и тревожащее».
Не случайно и сравнение Вяльцевой с чайкой. Этот образ, заимствованный из популярного романса, стал своеобразным символом женской судьбы, нашедшей отклик и в одной из самых знаменитых пьес ее современника Чехова. «Чайка русской эстрады» – так названа единственная книга, посвященная ее жизни и творчеству (С.П.Кизимова. Чайка русской эстрады).
За этим сравнением стоит определенный факт творческой биографии, яркой и внезапно оборвавшейся. Вся сравнительно недолгая жизнь певицы – она умерла в сорок два года – прошла на виду. С тринадцати лет она не сходила с театральных подмостков. Сначала в Киеве, потом в Москве и Петербурге была статисткой и хористкой в опереточных труппах. Затем, когда после оперетты «Цыганские песни в лицах» к ней пришло признание, ее имя постоянно мелькало на страницах газет. С 1904 г. ее жизнь стала постоянной гастролью. Вяльцева покорила Россию, ей рукоплескала вся страна. Только за последние пять лет жизни она проехала с концертами сто семьдесят пять тысяч верст.
Первый приступ неумолимой болезни настиг ее в Курске во время исполнения «Чайки», романса, вызывавшего восторг публики. Вяльцева покачнулась, побледнела, упала, и этот романс стал ее последней, недопетой песней. Публика неистовствовала – она думала, что певица упала от избытка чувств. Вскоре, однако, стало всем известно, что Вяльцева тяжело больна и болезнь ее – белокровие – неизлечима. Приглашались многие отечественные и зарубежные светила медицины, было выполнено прямое переливание крови, причем донором стал Бискупский.
Интерес к судьбе певицы поистине стал в те дни всенародным. Газеты не только Петербурга, но и других городов России печатали бюллетень о ее здоровье и выражали сочувствие. Поступали предложения, если потребуется, дать кровь для вторичного переливания.
Похороны Вяльцевой состоялись на Староникольском кладбище Александро-Невской лавры. Попрощаться с певицей на Мойку, 84, где она жила последние годы перед смертью, пришли около 150 тысяч человек. В тот день, по воспоминаниям очевидцев, в доме возникла реальная угроза разрушения межэтажных перекрытий.
Погребение состоялось на Никольском кладбище, у края пруда, рядом с могилой В. Ф. Комиссаржевской. На могиле установили белый деревянный крест с букетом полевых роз и надписью: «Артистка Анастасия Бискупская, рожденная Вяльцева, 4 февраля 1913 года». Через два года на общественные пожертвования над могилой соорудили часовню по проекту архитектора Л. А. Ильина.