Историческая мастерская «Жертвы нацизма: путь уничтожения и путь спасения».

(12+) 9 ноября учащиеся 10-х классов Лицея № 1 г. Брянска приняли участие в работе исторической мастерской «Жертвы нацизма: путь уничтожения и путь спасения», проходившей в читальном зале архива. В ходе занятия, организованного главным архивистом Екатериной Деревянко, ребята попытались в ходе работы с документальными источниками воспроизвести события времен оккупации Брянщины немецкими захватчиками.

Первая группа учащихся работала с материалами немецкой агитации и пропаганды. Кейс документов содержал газеты, плакаты, листовки оккупационных властей. Ребята выделили основные парадигмы пропаганды, методы распространения агитации, задались вопросом о причинах коллаборационизма на территории Брянщины и в других регионах СССР.

Вторая группа изучала документы, регулирующие «новый порядок» на оккупированной территории. Они познакомились с постановлениями немецких властей, дискриминирующими положение местного населения.

Третья группа школьников рассматривала документы работы чрезвычайных комиссий, подытоживших ущерб, нанесенный немецкими захватчиками Брянщине. Учащиеся узнали из документов о количестве тюрем и числе содержащихся в них невольников; методах уничтожения людей и количестве погибших за время оккупации.

Четвертая группа учащихся работала с воспоминаниями очевидцев событий, людей спасшихся из тюрем и гетто, участников партизанского и подпольного движений.

В ходе воркшопа с фотографиями, находящимися на хранении в архиве, а также постерами учебного пособия «Тропою памяти» (Яд Вашем, 2012 г.) школьникам была продемонстрирована многозначность фотодокумента как исторического источника. Ребятам было предложено «дешифровать» снимки и по деталям восстановить события, запечатленные на них.

Работа с непосредственными источниками по истории Великой Отечественной войны, оккупационного периода – архивными документами, проведение исторического исследования с целью восстановления событий 77-летней давности, организация итогового диалога по дискуссионным темам позволили многим лицеистам определиться с темами своих научно-поисковых работ.