Страницы брянской театральной жизни. Из истории создания театра.

(12+) Будучи городом провинциальным, дореволюционный Брянск не имел ни официального театра, ни собственной театральной труппы. Приезжавшие артисты в теплое время года выступали в деревянном летнем театре, расположенном в саду брянского Общественного собрания (ныне это сквер им. Ф. И. Тютчева), либо в летнем театре Общества трезвости (теперь на этом месте располагаются поликлиника и помещения скорой помощи). Зимой спектакли давали в здании бывшего Офицерского собрания. Выступали артисты также в кинотеатре «Художественный»; как впоследствии писала газета «Брянский рабочий», «на все театральные помещения имелся один занавес – по мере надобности его переносили с места на место».

Десять лет, с 1912 по 1922 годы продержалась в Брянске профессиональная драматическая труппа под руководством братьев Матвея и Федора Кириковых, состоявшая преимущественно из артистов московской оперетты. В 1922г. труппа покинула город. Здесь остался только один из братьев, Матвей, вместе с приезжим актером Набатовым организовавший «Театр миниатюр» (о котором «Брянский рабочий» также был невысокого мнения, называя его «низкопробным»). В 1923г. здание, где выступал «Театр миниатюр» сгорело, и вновь брянцам пришлось довольствоваться лишь заезжими артистами.

Однако власти осознавали, собственный театр городу нужен. В 1924 году началось строительство архитектурного ансамбля, состоявшего из Дома Советов и здания драмтеатра. Одновременно со строительством шло формирование труппы. Открытие театра было приурочено к девятой годовщине октябрьской революции, но тогда, 7 ноября 1926г. концерт был дан ещё силами московских артистов.

Регулярные выступления, с которых и можно вести отчет начала деятельности театра, начались с 14 ноября 1926 года. Первую стационарную театральную труппу в Брянске возглавил известный режиссер и актер Василий Андреевич Чиркин. Учитывая, что город все ещё был небольшим, театру за примерно полгода пришлось поставить 28 пьес, чтобы обеспечить посещаемость.

Война застала труппу драмтеатра на гастролях в белорусском Гродно. Из 70 человек в Брянск вернулось только 11: кто-то вступил в ряды советской армии, кто-то ушел к партизанам, кто-то погиб или пропал без вести. Вернувшимися артистами в Брянске была организована агитбригада, обслуживавшая госпитали и проходившие через город фронтовые части. В годы оккупации немцами были расстреляны художественный руководитель театра Я. Волин, заведующий музыкальной частью М. Корнгольд, актеры С. Левицкий и С. Гундобина.

После освобождения города оживает и театральное дело. Война ещё продолжалась, а в декабре 1944-го в город уже была направлена на постоянную работу труппа из подмосковного Ногинска. На базе переведенного сюда коллектива Московского областного драматического театра должен был возродиться театр брянский.

Труппа, возглавляемая режиссером Ю. Решимовым, первоначально разместилась в Доме техники в Бежице; первой постановкой стали «Русские люди» К. Симонова. Одновременно с этим велось восстановление взорванного немцами драмтеатра. Первых зрителей обновленное, реконструированное и расширенное здание приняло уже после окончания войны, осенью 1949 года.

Сказывались на работе театра особенности географического расположения Брянска. Так, на требование о сокращении штата (ввиду нового курса страны на экономию в 1960-е) руководство театра отвечало, что «в связи с большой разбросанностью города … приходится систематически работать на трех стационарных площадках в полном сценическом оформлении». Помимо собственно здания театра в Советском районе, спектакли показывали также во Дворце культуры железнодорожников Володарского района и Дворце культуры БМЗ в Бежице.

Ежемесячно театр давал 12-14 спектаклей для работников местной промышленности и сельского хозяйства, параллельных тем, что шли на основных сценических площадках. Зачастую место выступления находилось более чем в 100 километрах от Брянска. Урезание штата при такой нагрузке, по мнению руководства театра, не представлялось возможным.

Долгое время традицией были летние гастроли. С конца мая и на протяжении всех летних месяцев коллектив театра, разделенный на несколько бригад, проводил выездные выступления как в Брянской области, так и в других городах Советского Союза. За годы своей деятельности театр давал спектакли в Москве, Киеве, Кишиневе, Вильнюсе Днепропетровске, Харькове, Гомеле, Тирасполе, Ромнах, Житомире, Орле, Туле, Тамбове, Липецке, Архангельске, Северодвинске, Вологде, Череповце, Калинине (ныне Тверь), Калуге, Бобруйске, Могилеве. Посещали Винницу, Луцк, Ивано-Франковск, Хмельницк, Тирасполь, Черновцы, Сумы, Полтаву, Николаев, Казань, Набережные Челны, Керчь, Феодосию, Каунас. Тесные отношения связывали Брянский областной театр с Болгарией. За гастрольный сезон труппа театра обычно давала более сотни спектаклей.

Обслуживание колхозов и производственных предприятий не несло театру большой материальной выгоды, но было важной частью его деятельности. Так, на заседании Художественного совета, посвященном грядущим гастролям на 1958г., прямо было отмечено, что при выезде «заранее планируется убыток». Также театр не располагал собственным транспортом, его должны были предоставлять предприятия области; несмотря на это, директор театра отмечал, что обслуживание тружеников является для театра «делом чести».

Немало внимания театр уделял организации обратной связи со зрителями: проводились конференции и встречи с актерами, принимались во внимание отзывы. Основными слушателями, были, прежде всего, представители местной самодеятельности, для которых очень важен был обмен опытом, лекции по искусству и актерскому мастерству.

Для театра такие встречи, наравне с рецензиями в прессе, были возможностью узнать о вкусах и запросах аудитории. Зрители обычно хотели больше спектаклей «на современные темы» - о жизни колхозной деревни, работе заводов. Из газет мы можем узнать о примерном количестве зрителей, посещавших спектакли. К примеру, в 1963 году Брянский драмтеатр за сезон принял более 230 тысяч человек.

Несомненно, одной из «фирменных» черт Брянского драматического театра было его стремление работать с новым материалом и молодыми авторами, в том числе местными. Как писал в свое время главный режиссер театра А. Новиков, «брянский театр никогда не ждал милостей от драматургии … работа со своими, брянскими, драматургами – наша генеральная линия». В подобном ключе высказывался и один из ведущих актеров труппы, заслуженный артист РСФСР П. Пухляков, на одном из совещаний Художественного совета театра заметивший: «нужно поддержать начинающего драматурга, кто кроме нашего театра может помочь в его работе?».

А. Беляевский, в 1961г. находясь на посту главного режиссера театра, вероятно не без гордости писал «…с первых же дней и до настоящего времени театр оставался прежде всего активным пропагандистом современной советской драматургии», тут же отмечая, что появлению интересного современного репертуара способствуют «попытки самого театра совместно с драматургом создавать оригинальные пьесы … В настоящее время его (театр) можно назвать своеобразной творческой лабораторией по созданию «своих» пьес. Достаточно сказать, что за последние годы театр поставил уже на своей сцене 12 пьес молодых драматургов. Не все они оказались удачными, не все пользовались успехом у зрителей, но опыт показывает, что театр занял правильную позицию, что только смелой инициативой и творческим риском можно добиться успеха».

Эту особенность Брянского драмтеатра охотно подмечали и подчеркивали многие. Д. Медведенко в статье «Зрители одобряют, рецензенты брюзжат» в газете «Советская культура», защищая театр от нападок критиков, не забыл упомянуть и про смелость в выборе постановок. «…Брянский театр не первый раз ставит пьесы, не дожидаясь апробации их другими театрами. Иногда на этом пути он одерживает победы («Если в сердце весна», «Эхо Брянского леса»), иногда терпит горькие поражения («Карташовы»). Но не оценить смелости поисков своего театра, не поддержать его на этом пути, а наоборот, ставить палки в колеса… к чему?».

Другой автор все в той же «Советской культуре», освещая выход очередной постановки брянского драматурга А. Козина, отмечает, что о происхождении автора возможно и «не следовало бы так много говорить, если бы Брянский театр вообще не обладал завидной и поучительной способностью создавать свой репертуар», добавляя, что «здесь никогда не руководствовались лозунгом «Хоть какая-нибудь пьеса, да своя!», а напротив, стремились выбирать лучшее.

Сотрудничество театра с местным актером и драматургом А. Козиным вообще было тесным и плодотворным. Театром были поставлены его работы «О самом дорогом», «Если в сердце весна», «Огонь людской», «Это знала березка». Однако театр сотрудничал не только с Козиным.

Первыми здесь заметили пьесу киевского драматурга И. Рачада «Девушка из Минусинска», которую затем ставили и другие театры. Сами обратились в брянский драмтеатр московские литераторы, совместно с которыми была создана постановка «Дженни Герхардт» по одноименному роману Т. Драйзера. Мечтавшая сыграть Дженни актриса Московского театра сатиры заслуженная артистка РСФСР Вера Васильева впервые исполнила эту роль на сцене нашего драмтеатра 4 апреля 1958 года.

Некоторым постановкам удавалось задержаться не только на брянской сцене, но и выйти «за пределы родившего их города». Так стало, к примеру, с пьесой «О вкусах спорят» В. Васильева, которая впоследствии успешно шла в Московском театре оперетты, правда, уж под другим названием – «За витриной ателье».

Не забывали и про классику. Большой популярностью пользовалась постановка шекспировского «Короля Лира» - причем не только на брянской сцене. Осмелившись включить пьесу в свой гастрольный репертуар, театр не прогадал, и собрал множество восторженных отзывов в прессе: отдельно отмечали заслуженного артиста РСФСР Г. Акопяна в роли Лира, и молодую актрису А. Скаргу, сыгравшую младшую дочь Лира, Корделию. Не меньше хвалили сильную игру М. Гермацкой и Т. Силиной в постановке «Марии Стюарт» по пьесе Ф. Шиллера.

Конец 50-х для театра был отмечен большим ремонтом и получением нового оборудования. Автор посвященного этому репортажа в воскресном выпуске «Брянского рабочего» замечал: «…говорят, таким хорошо оборудованным радиоцехом похвалится далеко не всякий театр». Традиционно, среди сильных сторон драмтеатра были работа декораторов и художников-постановщиков (в их числе был заслуженный деятель искусств РСФСР И. Григорьев), костюмеров.

За заслуги в развитии советского театрального искусства Брянский областной драматический театр Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1976 года был удостоен ордена Трудового Красного Знамени.

По документам фонда Р-2499 - «Брянский областной драматический театр».
Главный архивист Смагина Д.Ф.