Радиопередача «Там, где Ветьма впадает в Десну». К 150-летию основания г.Жуковки

(12+) Отмена крепостного права в России в 1861 году способствовала развитию капиталистических отношений в стране, росту внутреннего рынка и появлению совершенно нового вида транспорта, железнодорожного, который быстро, дешево, регулярно и надежно соединял между собой города, уезды и губернии.

В 1867 г. был утвержден проект железной дороги Орел – Витебск – Рига. Строить её взялась акционерная компания с Губониным во главе ( основателем БМЗ). На всём пространстве от Орла до Витебска засуетилось, задвигалось, застучало большое строительное дело. Толпы местных крестьян, а также пришедшие из Смоленской, Калужской, Могилёвской губерний, даже бурлаки с Волги усеяли эту узкую ленту земли.

От участка к участку сновали паровозы и вагоны, груженные людьми, землёй, шпалами, рельсами и прочим строительным материалом. Многочисленные надсмотрщики, десятники, подрядчики, техники, инженеры командовали этой разномастной и разноликой толпой. Забот хватало всем. Только на участке Рославль – Брянск работало не менее полутора тысячи человек.

И всё новые заросли золотого зверобоя, малинового Иван – чая, душистого чабреца падали под ударами лопат и заступов. Вдоль всей строящейся дороги раскинулись сколоченные дощатые бараки, где ютились её строители. И все они нуждались пусть в самом примитивном, но всё же устроенном быте: где-то надо есть, пить, во что-то одеваться. И потянулся сюда всех мастей обслуживающий люд: портные, сапожники, цирюльники, кашевары. Открывались харчевни, кабаки, лавки, бани, постоялые дворы. Лавочки были забиты покупателями, а постоялые дворы и день, и ночь осаждались техниками, инженерами, подрядчиками.

В 1868 г. Риго-Орловская железная дорога вступила в строй. Это была первая железная дорога на Брянщине. Ни один вид путей сообщения не вызвал столь значительных перемен в народном хозяйстве как железные дороги. Каждая из них неизбежно вовлекала прилегающую местность в хозяйственные отношения: развивались торговля, ремесленные производства, появлялись новые населенные пункты.

В 1897 г. министр внутренних дел России Горемыкин рассылает губернаторам циркуляр следующего содержания: « С проведением железных дорог, около железнодорожных станций начали образовываться поселки. Быстро застраиваясь и развиваясь, они обратились уже в довольно значительные поселения. Однако, означенные поселения остаются без всякого правильного устройства и управления. Сведения о них доходят до Министерства внутренних дел только тогда, когда жители поселков обращаются к Правительству со своими проблемами. Вследствие чего, покорнейше прошу сообщить:

- в каких пунктах вверенной Вам губернии образовались такие поселения, когда, почему и на чьей земле они возникли;

-каков состав населения и род его занятий, сколько в поселке строений и торгово-промышленных заведений».

Такое послание получил и Орловский губернатор. В течение 3-х месяцев были собраны обстоятельные сведения о возникших поселках по всей губернии. Благодаря добросовестности и исполнительности приставов, новые поселения получили полное описание. 13 июня 1897 г. из Брянска в Орел был отправлен рапорт следующего содержания:

« С 1870 г. при станции Жуковка Риго-Орловской железной дороги начал образовываться поселок. Возник он на земле дворянина Иосифа Ганцкевича, на надельной земле общества крестьян деревни Жуковка и на земле брянской купчихи Ольги Шавыриной. Поселенцы берут у владельцев землю в аренду на 9-12 лет. Жильё своё строят в линию, что образует улицы. Проживает в поселке 368 мужчин и 238 женщин, из коих 219 мещан, 7 купцов, 25 дворян и 350 крестьян. Прирост населения в год составляет 30 человек. Основное занятие жителей – торговля, служба на железной дороге и чугуноплавильном заводе. По религиозным убеждениям население весьма разнообразно: православные, католики, иудеи, лютеране. В поселке есть 13 торговых лавок, 3 трактира, винный склад, 4 пекарни, 2 сапожных и 2 портняжных мастерских, паровая мукомольная мельница, чугуноплавильный завод. Действуют одна церковь, одна земская школа и одна почтовая контора».

Так, спустя 27 лет после своего возникновения, Жуковка впервые получила официальное описание и признание в документах. Ввиду небольшого имущественного ценза, ни сотского, ни десятского, ни старосты в Жуковке не было. Всеми делами ведал участковый урядник.

Поселок рос сам по себе, строились без каких-либо правил, по принципу кто во что горазд. Внешний вид его совершенно не подходил ни под один строительный устав. Из-за экономии дорогой земли, дома стояли друг к другу очень близко, что было весьма опасно в пожарном отношении.

Признав возникшие без их ведома поселения, власти обязаны были теперь о них заботиться. И в конце 19 века на свет появился документ «Постановление о порядке застройки вновь образуемых поселков близ железнодорожных станций в Орловской губернии». В нем подробно объяснялось, как должны застраиваться и выглядеть новые населенные пункты.

«Поселки строятся в два ряда: первый на расстоянии 5 сажень от границы отчужденной под железную дорогу земли. Этот ряд должен быть застроен из несгораемого материала с такими же крышами.

Второй ряд построек отстоит от границы отчуждения на 20 сажень. Между двумя рядами построек должны быть улицы шириною 10 сажень. Дворы в селениях расположены кварталами, по 4 двора в каждом. Длина квартала не более 40 сажень по улице».

Перестраивать «неправильные» поселки никто не требовал, но была оговорка «постановление применять после пожаров». А пожары случались регулярно. Иногда, приехав в Жуковку года через 3-4, обыватель с удивлением обнаруживал вновь отстроенные дома и даже улицы.

В начале 20 века в Жуковке открываются железнодорожная школа, 3-х классное училище, ветеринарный участок, библиотека. Ежегодно в поселке проходили 4 шумных, красочных ярмарок. В 1929г. был образован Жуковский район, в это время в районном центре проживало более 4-х тысяч человек. В 1931г. постановлением ВЦИК Жуковка была отнесена к категории рабочих поселков. А 30 августа 1962 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Жуковке был присвоен статус города. Это один из самых лесных городов Брянщины. Около 70 видов деревьев и кустарников произрастают в Жуковском лесу. А древесина сосны относится к лучшей хвойной древесине мира.

Как писал Петр Проскурин: «Мы с детства любим наши раздольные, шумные, веселые, косматые, царственные леса с ландышами в затенённых, влажных низинах. Пахучим вереском на сухих прогалинах, крепким настоем трав, запахом земляники и грибов, с густыми ягодниками на пружинистых коврах мхов, с темными елями, с речушками в лесных оврагах – чистыми, прозрачными, ключевыми. И от этого удивительного творения природы трудно оторваться. Какая-то сладкая жуть кружит в сердце».

Жуковский район не только очень красив и живописен, но и один из экологически чистых в Брянском крае. А еще он богат уникальными местами. Например, Десна у деревни Вышковичи, петляя, образует урочище «Золотые кольца», объявленное государственным заповедником. На берегу озера «Бездонное», глубина аж 20 метров, невольно вспоминается древнеславянская мифология о леших, водяных, русалках. На разъезде между Тросной и Ржаницей открывается очень красивое и чистое озеро «Святое», глубина 18 метров. Неспроста ведь назвали его так. Целые предания бытуют о нем. Будто здесь когда-то был монастырь, ушедший под воду. А в ясный Троицын день из глубин его слышен звон колоколов. В прошлые времена озеро привлекало немало паломников. В ботаническом заказнике «Ореховое», площадью в 45 гектар, произрастают редкие для европейской части России растения – неяда морская и чилим или водяной орех. Его издревле на Руси употребляли в пищу. В начале 20-х годов окрестные жители собирали на «Ореховом» озере, названном в его честь, тысячи пудов этого растения. Историческим памятником считается поселок Гостиловка. Его меловые горы состоят из мельчайших останков морских животных. А это значит, что много лет назад здесь было дно океана.

4 июня 1961г. в Овстуге на родине Федора Ивановича Тютчева состоялся первый поэтический праздник, яркий, многолюдный. Теперь это уже традиция. Посетить музей поэта, побродить по дорожкам парка, постоять на берегу пруда приезжают со всех концов России.

Живописные лесные массивы в окрестностях Жуковки – прекрасная обширная зона отдыха. На берегу Десны, привольно текущей среди лугов и лесов, расположились санаторий, дом отдыха, детские летние лагеря.

В 2002-ом и 2003-ем годах Жуковка принимала участие во всероссийском конкурсе на звание «Самый благоустроенный город России» и вошла в десятку лучших малых её городов.

Сейчас в городе проживает более 16 тысяч человек, работают две школы, лицей, профучилище, детская школа искусств, спортивная школа, центр детского творчества. В Жуковке действуют: мотовелозавод компании «Веломоторс», завод технологического оборудования, молочный и комбикормовый заводы, зерноперерабатывающий комбинат, лесхоз.

За свою историю она не раз меняла административное подчинение. Была в составе Орловской и Брянской губерний, Западной и Орловской областей, с 1944 года – районный центр Брянской области.

Первые поселенцы, решившие обосноваться у крохотной железнодорожной станции, сделали верный выбор – чудесная среднерусская природа, живописные леса, чистая полноводная Десна. А какая богатая, уходящая в глубокую древность история этих мест. На территории Жуковского района, в долине Десны, археологами обнаружено несколько древних поселений еще 4 века. А история древнего Вщижа! Он возник в 9 веке на высоком правом берегу Десны. Первое упоминание о нем в летописи относится к 1142 году, когда великий киевский князь Всеволод подарил его своему двоюродному брату Владимиру. В ту пору он был центром процветающего Вщижского княжества, в которое входил и Брянск. С 15 века известны жуковские селения Белоголовль, Речица, Митьковщина, с 16 века – Быковичи, Крыжино, Дятьковичи. В сравнении с этой седой стариной Жуковка совсем еще молодой город. Ему только 150 лет. Уютный среднерусский городок, самый милый для его жителей. Как заметил уроженец Жуковки, поэт Иван Шемарыкин: «Ни на какой другой не променяю этот неприхотливый, родной пейзаж, этот мягкий стелющийся луг, эту быструю реку, с склоненными над ней вербами, эти холмы, покрытые жаркими султанами Иван-чая».

Главный архивист ГКУ БО ГАБО
Т. Михеева.