Научная конференция «История сквозь призму времени: 75 лет Победы в Великой Отечественной войне»
(12+) 22 октября 2020 состоялась организованная Брянским государственным краеведческим музеем межгосударственная научная конференция «История сквозь призму времени: 75 лет Победы в Великой Отечественной войне». Она прошла в дистанционном формате.
В работе конференции приняла участие сотрудник архива Смагина Д.Ф., которая выступила с докладом «Творческие биографии: И.А. Швец и Н.М. Мельников как представители поколения брянских писателей-фронтовиков». При подготовке выступления использовались документы из фондов архива.
Яркие, переломные, трагичные события истории неизбежно порождают отклик в искусстве. Великая Отечественная война стала одной из самых освещенных тем нашей литературы. Многие авторы произведений знали об этой войне не понаслышке, так как сами были фронтовиками. Это целое поколение, которое в своих произведениях опиралось на реальные события, подчас на собственный фронтовой опыт.
Люди творческих профессий – художники, писатели, музыканты, разумеется, не были равнодушны к судьбе своей страны, и не остались в стороне, когда началась война. С первых же дней они встали в один строй со сражающимся народом. Во время Великой Отечественной к Красной Армии присоединились более тысячи писателей. Многие из них оказались в строю: воевали в армейских частях, в ополчении, в партизанских отрядах. Более четырехсот из них не вернулось домой.
Тема войны оставалась ведущей в творчестве писателей и поэтов-фронтовиков и после ее окончания. Подчас тематика произведений могла быть далека от военной, но и к послевоенной жизни стала применяться шкала ценностей, выработанных на фронте, общечеловеческих ценностей.
Роль искусства, отразившего тему героизма и подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны, трудно переоценить. Неотделима от общероссийской истории и история Брянщины. С первых же дней войны наши земляки встали на защиту Родины. Вместе с бойцами «воевала» боевая песня «Катюша», автором которой был родившийся в Почепе Матвей Блантер, у партизанского костра поэт Анатолий Сафронов и композитор Сигизмунд Кац создали песню «Шумел сурово Брянский лес», позднее ставшую гимном Брянской области. Тема войны стала главной в творчестве писателя, лауреата Государственных премий Петра Лукича Проскурина.
В книгах брянских писателей-фронтовиков зачастую повествуется о героическом военном прошлом Брянского края, об освобождении родной земли, о брянских героях и участниках военных действий, прославивших себя в памяти народа. Еще один наш знаменитый земляк, Валентин Давыдович Динабургский, в предисловии к своей книге «Взгляд из окопа» пишет, что это результат «не исследовательской работы, а эмоционального восприятия через призму поэтического мироощущения тех ужасающих событий, которые преподнесла нам война с германским фашизмом»1.
Многие из произведений фронтовиков носят документальный характер. На протяжении всей войны, и в тяжелое время неудач, и в дни побед, литература стремилась как можно полнее раскрыть моральные качества человека. Вся тогдашняя литература была, по меткому выражению А. Твардовского, «голосом героической души народа» 2.
Свое дальнейшее развитие литература о Великой Отечественной получила в первые послевоенные годы. Большой вклад в развитие советской литературы внесли писатели так называемой «второй волны», писатели-фронтовики, вступившие в большую литературу в конце 50-х – начале 60-х годов. То были люди, на себе испытавшие все трудности военных будней, «… люди, которые все тяготы войны вынесли на своих плечах - от начала её и до конца», как писал Юрий Васильевич Бондарев 3.
Однако они писали войну не ради самой войны. Главным фокусом для них было внимание к судьбам отдельных людей в связи с историей страны, к внутреннему миру личности и неразрывности связи личности с народом. Показать человека и его духовный мир, раскрывающийся в решающую минуту, вот что было отличительной чертой творчества писателей-фронтовиков.
Война в их изображении, это не только и не столько героизм и подвиги, сколько изнурительный каждодневный труд, тяжелый и кровавый, но жизненно необходимый, поскольку от него зависели жизни миллионов людей и судьба страны. Именно в этом видели писатели героизм советского человека. Личный опыт помогал писателям описывать произошедшие события, более сильно и точно передать, что они видели и пережили. Произведения писателей-фронтовиков ценны тем, что позволяют увидеть важные события эпохи через призму личного восприятия автора.
В фондах Государственного архива Брянской области хранится множество самых разнообразных документальных материалов периода Великой Отечественной войны, а также документов более позднего времени, в той или иной степени с ней связанных. Немаловажную роль в исследовании этой эпохи играют личные архивные фонды людей, много писавших о войне. Целью данной статьи является рассказ о жизненном и творческом пути некоторых из них.
В архиве имеются личные фонды писателей Ильи Андреевича Швеца и Николая Михайловича Мельникова, где хранятся рукописи их произведений, рецензии, личные записи, рабочие заметки и переписка, что является ценным материалом для исследователя.
Изучение биографии автора в тесной связи с исследованием его произведений позволяет отследить, как те или иные события влияли на его творческие замыслы, какое направление задавали его работе. Специфика авторов-фронтовиков заключается еще и в том, что такое значительное событие, как Великая Отечественная война, как правило, оставляло заметный след на их творчестве, даже если они описывали события и явления, далекие от военной действительности.
Биографии писателей, отобранных для настоящего исследования, во многом сходны. Илья Андреевич Швец родился 2 августа 1917 года в селе Белый Колодезь Новозыбковского уезда Черниговской губернии, в крестьянской семье. Его мать, Анастасия Георгиевна Кутузова, умерла рано (Илье Андреевичу на тот момент было около 2-х лет). Отец, Андрей Павлович Швец, впоследствии женился повторно, часто уезжал из дома на заработки, так что будущий писатель провел детство у бабушки и дедушки по отцовской линии – Анны Тимофеевны и Павла Ивановича 4.
Начальное образование он получил в родном селе, заканчивал школу уже в соседнем. После подготовительных курсов поступил в Новозыбковский пединститут на факультет естествознания. Однако потребность в творчестве все же взяла верх: уже на втором курсе Швец переводится на факультет русского языка и литературы в Смоленск, и начинает всерьез заниматься поэзией. В 1938 году его стихотворение «О бессмертном» было опубликовано в газете «Большевистский молодняк».
После окончания института в 1939 году Илья Андреевич как молодой преподаватель получил направление в одну из школ Кирова Смоленской области, но уже в октябре был призван в Красную Армию. Служил он недалеко от г. Баку, в зенитной артиллерии. Принимая глубоко к сердцу все происходящее, Швец пишет рапорт на имя Верховного Главнокомандующего, с просьбой отправить его на Западный фронт. В просьбе было отказано, с формулировкой «при необходимости желание будет учтено, а пока служите на страже Баку» 5.
В свободное время Илья Андреевич не забывает о литературной деятельности: пишет стихи, рассказы, очерки. Его произведения часто печатаются в армейских газетах «На страже» и «За Отечество», на его тексты пишутся песни, которые тогда входившие в репертуар ансамбля песни и пляски Закавказского фронта. С апреля 1945 года молодой писатель начинает работу в редакции армейской газеты. В октябре 1945 был демобилизован, награжден медалями «За оборону Кавказа» и «За победу в Великой Отечественной войне».
Во время войны и службы в ПВО у И.А.Швеца появилось желание осмыслить историю родины, историю народного героизма. Это наложило отпечаток на все его творчество, и военно-патриотическая тематика прослеживается почти во всех его сборниках, особенно ярко – в сборнике «Ракеты и сердца», книге «Любовь и подвиг», поэме «Слезы на граните».
После войны Илья Андреевич Швец работал в калужской областной газете «Знамя», затем стал директором школы рабочей молодежи. В 1948 году он переезжает в Бежицу, где преподает русский язык и литературу старшеклассникам, а также литературу в машиностроительном техникуме. Вся дальнейшая жизнь и творчество Ильи Андреевича были неразрывно связаны с Брянщиной.
С 1949 по 1956гг. он редактировал художественную литературу в издательстве «Брянский рабочий», затем год был лектором Брянского областного лекционного бюро. Уделяя внимание не только собственному творчеству, но и поддержке молодых дарований, Илья Андреевич через редакции районных газет устанавливал связи с начинающими поэтами и прозаиками 6, вел обширную переписку, поддерживал личные контакты. Итогом этой деятельности стал литературно-художественный сборник «Край родной», выпущенный летом 1949 года. Было положено начало литературному движению на Брянщине.
Илья Андреевич отдал немало сил и энергии созданию областной литературной организации. В 1950г. он руководил подготовкой и проведением первого совещания литераторов, на котором было создано Брянское областное литературное объединение. Начинающие писатели избрали Илью Андреевича своим представителем на Всесоюзное совещание молодых писателей, состоявшееся в Москве 15 марта 1951 года 7.
В 1953 году Швец «на общественных началах» организовал поездку студентов литфака Новозыбковского пединститута по районам области, для сбора воспоминаний партизан, а также записи местных песен, пословиц, поговорок, частушек. Часть материала, собранного студентами в Дятьковском, Клетнянском, Навлинском районах, вошла в сборник партизанского фольклора «По партизанским дорогам» 8.
Все эти годы Швец не забывал о собственной творческой деятельности: много писал, занимался поэзией, совершенствовал свое писательское мастерство. С середины 50-х он печатался в центральных периодических изданиях, в числе которых: «Огонек», «Крокодил», «Москва», альманах «Молодая гвардия». Появлялись его работы в областных альманахах Брянска, Смоленска, Курска и Орла.
Первая книга стихов «Над Десной» была напечатана в 1954 году. Красной нитью через нее проходит стремление поэта показать красоту и величие родного края, раскрыть неиссякаемое трудолюбие и духовное богатство земляков. Большинство произведений Ильи Андреевича лиричны, с нежной и трепетной любовью отзывается он о малой родине, задумывается о судьбах своего поколения, прошедшего Великую Отечественную войну. В зарисовках природы, быта, на первый взгляд незамысловатых, звучит сильное жизнеутверждающее начало, большой гуманистический смысл. Описывая то, чего так не хватало людям, пережившим трагедию, писатель пытается вернуть привычному миру краски.
Искренняя любовь и привязанность к природе родного края, восторженность родными местами, порой доводится до гиперболизации. В поэме «Жаворонки» хотя сельская жизнь и рисуется в светлых тонах, а прямых упоминаний о войне нет, этот тяжелый период времени ощущается между строк, когда автор говорит о том, как много пришлось пережить матери главного героя.
И после ухода из книжной редакции в 1956, Илья Андреевич по-прежнему принимал активное участие в жизни областной литературной организации. Часто посещая районы области, он живо интересовался работой местных авторов, проводил совещания молодых литераторов, помогал с организацией литгрупп при редакциях газет, сам участвовал в занятиях. Полтора десятилетия Швец руководил литобъединением «Молот» при ДК брянских машиностроителей.
Литературное наследие Ильи Андреевича Швеца было солидным – 17 сборников. Для многих местных писателей и поэтов Илья Андреевич стал учителем, редактором, другом – об этом свидетельствуют многочисленные автографы от авторов на книгах его личной библиотеки. Швец часто работал в небольшом дачном домике на берегу Десны, где у него была литературная мастерская. Там он собирал друзей, устраивал встречи со своими коллегами – как начинающими, так и уже знаменитыми авторами.
25 марта 1958 года Илья Андреевич Швец одним из первых на Брянщине был принят в Союз писателей, и уже в декабре того же года он был избран делегатом на 1-й Учредительный съезд писателей РСФСР 9 . В дальнейшем он не раз приглашался на съезды и писательские встречи. В январе 1960 года Швец вошел в состав орловского отделения Союза писателей. В Брянской области собственного отделения еще не было, однако по мере того, как местное литературное движение росло и набирало силу, было принято решения о создании уже брянского отделения Союза. Это случилось в октябре 1963 года, Илья Андреевич стал уполномоченным Литфонда по Брянской области.
Литературная работа Ильи Андреевича дважды отмечалась почетными грамотами облисполкома и обкома КПСС, он был награжден медалью «За доблестный труд», а в 1977 году – почетной грамотой Верховного Совета СССР за многолетнюю и плодотворную литературную и общественную деятельность. В том же году он оставил должность уполномоченного Литфонда и посвятил несколько лет работе над романом «Беглецы», собирая материал для которого отправлялся даже в Архангельскую область, на побережье Белого моря. Однако роман так и не был дописан и окончен.
В год 70-летия поэта, в 1987г. состоялась встреча Ильи Андреевича с земляками 10. В Белоколодезской сельской школе был открыт уголок Ильи Швеца, были выставлены сборники его стихов, машинописные экземпляры его работ с автографами автора. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Илье Андреевичу Швецу было присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры РСФСР».
Последняя книга писателя-фронтовика, «Вечерняя дорога», была издана в 1990 году. Умер Илья Андреевич 4 апреля 1991 года. Он похоронен в Брянске, на аллее журналистов и писателей.
Еще одним автором, уроженцем брянской земли, на себе испытавшим все тяготы войны, стал Николай Михайлович Мельников. Он не успел стать членом Союза писателей, однако был популярен и любим как на Брянщине, так и в соседних областях. Читателям конца 50-х – начала 60-х он был известен прежде всего как автор повести «Трудная любовь». После ее выхода в свет в 1958 году, писателя буквально завалили письмами 11. Ему в то время было немногим больше тридцати.
Родился Мельников 23 мая 1924 года в селе Старый Ропск (ныне Климовского района Брянской области) в крестьянской семье. После окончания школы в 1941г. он готовился поступать в институт железнодорожного транспорта, но реализоваться юношеским мечтам помешала война.
Непризывной возраст не позволил Мельникову пойти добровольцем на фронт, не помогла даже попытка подделать дату рождения в паспорте, прибавив один год 12. Сопровождая эвакуируемый скот, будущий писатель отправляется на восток страны. Так Николай Михайлович оказался в Ульяновской области, где в 1942 году был направлен военкоматом в танковое училище. Уже через год он оказался на фронте. Воевал храбро, был награжден орденом Отечественной войны, медалями. Между боями писал стихи и заметки для армейских газет.
После войны, в 1946г. Николай Михайлович заканчивает Смоленское военно-политическое училище, но его любовь к писательству все же пересиливает. Он подает документы и поступает в Литературный институт им. М. Горького 13, трудится в редакциях окружной и дивизионной газет. Связав свою судьбу с журналистикой и став военным корреспондентом, Мельников много ездит по стране, но, несмотря на все заманчивые предложения, рвется домой. В 1954г. он с семьей переезжает в Брянск и устраивается в газету «Брянский рабочий». Текут журналистские будни: Николай Михайлович пишет статьи и очерки, берет интервью. В это же время начинается и его профессиональная писательская деятельность.
Первая книга, «Огни», вышла в 1956 году и содержала всего 7 рассказов, из них два – военные. Но даже такой скромный сборник был победой – ведь его напечатали, признали. Спустя два года Мельников издает повесть «Трудная любовь» с эпиграфом «Жизнь прожить – не поле перейти», главная героиня которого ищет свое место в жизни. Это издание можно назвать переломным для автора, поскольку оно вызвало небывалый интерес читателей.
Журналист А. Родкин вспоминал: «Изданная тиражом 10 000 экземпляров, эта повесть была раскуплена мгновенно. Такое в то время случалось далеко не с каждым произведением» 14. Уже в следующем, 1959 году книгу переиздали тиражом 30 000 экземпляров. Несомненно, для начинающего писателя это был большой успех. Его читали, о нем заговорили, с ним рассуждали и спорили, благодарили и просили писать еще. Очень помогал в творчестве жизненный опыт. В рецензиях на работы Мельникова часто отмечали, что «автор хорошо знает жизнь и быт нашей армии, умело подмечает многие характерные черточки в поведении наших солдат и офицеров» 15. В 1960 г. выходит третья книга – роман «Я нашел тебя, отец» о подростке Юре Стоюшкине, в годы войны пытающемся отыскать отца, сталкиваясь с преградами и препятствиями. Отца он наконец находит – тот возвращается из плена.
Один из рассказов Мельникова был опубликован в китайском журнале «Литература и искусство народно-свободительной армии» 16. Он пробует писать стихи. Не забывал Николай Михайлович и о своем военном прошлом, о подвиге советского народа: собирал и записывал воспоминания участников партизанского движения 17. На хранении в личном фонде Николая Михайловича имеются воспоминания бывшего командира партизанского отряда им.Буславского, Сергея Симакова «В лесу прифронтовом», в литературной записи Н.М.Мельникова. В 1963 г. вышел сборник рассказов Н.М. Мельникова «Бойцы огненного фронта».
В 1966 г. писатель заканчивает повесть «Заветная роща», оттачивает свое мастерство, растет его популярность среди читателей. Николай Михайлович – член Союза журналистов, занимает пост ответственного секретаря областной организации Союза журналистов СССР. Впереди большие планы: он готовит к изданию повесть «Родная армия» и пьесу «Дорогой мой человек», подбирает материалы для романа «Далекое и близкое». Но в одночасье всё обрывается – болезнь и скорая смерть. 24 марта 1973 г. его не стало. Писателю было всего 49 лет.
Писатели, прошедшие дорогами войны, создавали произведения о ней кто по окончании, кто – спустя несколько лет, а кто-то – и всю послевоенную жизнь. Их произведения – от очевидцев и участников событий, а потому, отчасти, рассказы и о собственной судьбе, о «своей» войне. Двое этих в чем-то разных, а в чем-то удивительно похожих человека пронесли воспоминание о войне через все свое творчество. Их молодость забрала война, но вместе с тем, отличительной чертой писателей-фронтовиков этого поколения был удивительный гуманизм, умение любить и любоваться чем-то, что всегда казалось простым и обыденным: родной природой, честным трудом простых людей.
Отзвуки войны доносятся и до наших дней. Один за другим уходят от нас ветераны, но творчество тех, кто побывал на полях сражений, звучит до сих пор, напоминая о тех страшных днях. Война ожесточает, взывает к ненависти, но произведения фронтовиков выражают совсем другую мысль: ничто не может искоренить в человеке его способности любить, сострадать, его желание жить.
Героические и трагические события Великой Отечественной войны с каждым годом уходят от нас все дальше и дальше. Но, несмотря на то, что все больше лет отделяет нас от тех событий, интерес к теме войны не угасает. Пока сохранилось слово о них, время не властно над памятью народа. Искусство в целом, и в особенности литература здесь выступают как хранители памяти поколений. Изучение Победы через портреты реальных людей, переживших годы боли и утрат, отразивших жизненный опыт в своих произведениях, помогает «очеловечить» историю, сделать ее более близкой и понятной, в том числе для школьников и молодежи, и таким образом не допустить разрыва памяти поколений, сохранить память о Великой Отечественной войне.
Архивные источники и литература:
1. Динабургский В.Д. Взгляд из окопа: стихи, баллады, поэмы разных лет о Великой Отечественной войне. Брянск: Группа компаний «Десяточка». 2010. С.3.
2. История русской советской литературы /Под ред. П. Выходцева. М.: Высшая школа. 1970. С.390.
3. Бондарев Ю. Взгляд в биографию: Собр. соч. М.: Сов. Россия. 1971.Т. 3. С. 389.
4. Звучанье строк / Е.В. Деревянко, Е.Н. Ефремова, Н.А, Иванова [и др. ] Брянск. 2018. С. 27.
5. Звучанье строк. С. 27.
6. ГАБО. Ф. Р-100. Оп. 1. Д. 135. Лл. 2; 5.
7. Там же. Д.2. Л.13.
8. Звучанье строк. С. 29.
9. ГАБО. Ф. Р-100. Оп.1. Д. 2. Л.14.
10. Там же. Д. 102. Л. 131.
11. ГАБО. Ф.808. Оп.1. Д. 21.
12. Звучанье строк. С. 48.
13. ГАБО. Ф. Р-808. Оп. 1. Д. 57. Л. 9.
14. Звучанье строк. С. 49.
15. ГАБО.Ф. Р-808. Оп.1. Д.27.
16. Мне на Брянщине дорого всё. [Эл. ресурс] URL: http://archive-bryansk.ru/docs/21.pdf. (дата обращения: 15.09.2020)
17. ГАБО.Ф. Р-808. Оп.1. Д.23.