Выставка «В так называемой глуши»

(12+) Леонид Добычин родился в семье уездного врача Ивана Андриановича Добычина (1855—1902), в 1896г. переведенного на службу в Двинск (ныне Даугавпилс). Мать будущего писателя, Анна Александровна, окончила Петербургский повивальный институт и была известной в Двинске акушеркой. У Леонида было два младших брата и две сестры.

Учился в Двинском реальном училище. В 1911г. поступил на экономическое отделение Санкт-Петербургского политехнического института. В 1916—1917гг. заведовал статистическим бюро по делам бумажной промышленности в Петрограде. 21 июня 1917г. Добычин подал прошение об отчислении из института. В 1918 г. переселился в Брянск вместе с семьей. Там он сначала работает учителем на курсах для переэкзаменующихся, затем статистиком-экономистом в Губстатбюро и других учреждениях города.

Именно город, со всеми его порой неприглядными сторонами, незримой тенью, одним из персонажей, живет в добычинских рассказах.

Из обширного городского пространства писатель выделяет его центральную часть: от современной улицы Калинина вверх до парка А.К.Толстого.

Современная улица Калинина до революции носила название Московской, после революции – Третьего Интернационала, а после 1951 г. она стала именоваться улицей Калинина. Эта улица довольно часто упоминается в рассказах и называется главной.

«Шевеля на ходу плечами, высоко подняв голову, с победоносной улыбкой на лиловом от пудры лице, Лиз Курицына свернула с улицы Германской Революции на улицу Третьего Интернационала». («Встречи с Лиз»)

На этой улице располагался и располагается и по сей день завод «Арсенал». Его зарождение относится к началу XVIII века, когда Петром I в Брянске были построены оружейные мастерские, занимавшиеся производством холодного оружия: пик, алебард и тому подобное. На протяжении долгих лет своей истории Арсенал пережил череду переименований. В 1930-е годы предприятие именовалось Брянский механический завод им. Кирова № 13. Именно здесь писатель работал в 1930-е годы в должности статист-экономист.

Предприятие на сегодняшний день является крупнейшим производителем дорожно-строительной техники в России.

Тут же, на Московской, на площади справа от собора, на берегу реки Десны, там, где ныне расположен фонтан Дружбы народов, размещался базар. Здесь были построены торговые павильоны и просто прилавки под открытым небом, принадлежавшие городу и сдававшиеся в аренду брянским торговцам.

«Улица Москвы, по-старому – Московская, шумела. Рявкали автобусы. Извозчики откидывали фартуки. Взойдя на паперть, я взяла билет. Стояли пальмы. Рыбки разевали рты. Топтались кавалеры, задирая подбородки и выпячивая бантики. Я терлась между ними». («Портрет»)

Уходила улица Московская в Привокзальную слободу. В двух рассказах, «Лекпом» и «Ерыгин», канва сюжета отчетливо связана с привокзальем. Знак станции - паровозы - есть и в «Конопатчиковой».

Стояли с флагами перед станцией. Солнце грело. Иностранцы вылезли из поезда и говорили речи…(«Ерыгин»). Въезд на мост уходил в потемки, и оттуда, вспыхнув, приближалась искра. Гудели паровозы. Дым подымался наискось и, освещенный снизу, желтелся («Конопатчикова»). Человек сошел с поезда, вытащил зеркальце и огляделся. Фонтанчик у станции был полон, и брызги летели по ветру за цементный бассейнчик («Лекпом»)

Привокзальная слобода формировалась с последней трети XIX века вокруг строящейся железной дороги. В марте 1919 года разросшаяся слобода получила название Володарской - в память о погибшем петроградском комиссаре по делам печати, агитации и пропаганды В.Володарском.

Год спустя, по Постановлению Президиума ВЦИК, слобода вошла в состав Брянска в качестве его района. За поймой Десны, примерно в пяти километрах от станции, раскинулся Брянск. Он был виден даже из окон проходящих поездов.

Важные элементы городского пространства, также затронутые в прозе Добычина, обозначены современными улицами Луначарского и Фокина (ранее – Ленина).

Именно здесь и поныне находятся три четырехэтажных жилых дома, принадлежавших горсовету, которые в народе называли «домами-гигантами». Закладка первого из них состоялась в мае 1927г. на углу улиц Ленина (позже - Фокина) и К.Маркса.

На фоне перенаселенных, ветшающих, преимущественно одноэтажных городских коммуналок этот «4-х-этажный, с 92-мя квартирами, 10-ю магазинами, с газоубежищем, с центральным отоплением, водопроводом, канализацией, прачечной, ваннами общего пользования, детскими площадками и площадками культуры» дом воспринимался, как символ нового градостроительства.

Жилые дома, по проекту архитектора А.З.Гринберга возведенные в 1927-1929 гг. в процессе реконструкции центра, заняли место по улице Фокина (№18,20,22) от улицы Луначарского к улице К.Маркса. В городской дизайн они, наряду с театром и Домом Советов, а также Домом банков и промышленности, отмеченным характерной закругленностью угловой части (ныне - здание БГИТА), привнесли стиль конструктивизма. В рассказах писателя, и особенно в «Портрете» они выделяются своей индивидуальностью на фоне городского пейзажа, служат ориентиром в маршрутах действующих лиц: «Новые дома, белеясь на горе, блестели стеклами»; «...стояли с круглыми углами», «4 четырехэтажных дома показались»; «У больших домов отец догнал меня» («Портрет»).

В рассказе «Отец» герои торопятся «через кладбище на речку. За кустами, там, где хмель, была зарыта мать. - Мы к ней потом, - сказал отец, - а то мы опоздаем к волнам. И обратно идут также: кусты сливались, черные. Верхи крестов высовывались из них. Хмель светлелся. … мальчуганам было страшно. Мертвые лежали под землей». («Отец»).

Ныне это территория городского парка им. А.К. Толстого. А пузатенькая церковь с выбитыми стеклами – храм Рождества Пресвятой Богородицы.

Храм построен в 1827-31 гг., в память пребывания в Брянске императоров Петра I (1709 г.) и Александра I (1823 г.). После пребывания в Брянске императора Александра I брянский купец Афанасий Бабаев, в доме которого самодержец и остановился, на свои средства начал сооружать каменную церковь на месте деревянного храма. В 1927 г. храм был закрыт с целью использования его под морг. В 1930-е гг. здание храма использовалось под спортзал.

В 1933-34 гг. кладбище было снесено и на его месте началось строительство городского парка и стадиона.

Текст выставки – по книге Э. Голубевой «Писатель Леонид Добычин и Брянск».– Брянск.– 2005.

Л.Добычин. Встречи с Лиз. –Л., 1926.

Ф.2. Оп.1. Д.380. Л. 4.

Ф.2. Оп.1. Д. 686. Л. 75.

Ф.2. Оп.1. Д.687. Л. 3.

Ф.Р115. Оп.5. Д.344а.

Ф.Р. 85. Оп.1.Д.1123. Л. 72.

Фотопозитивы: 770, 1438, 1443, 1462, 1469, 1470,1822, 5160.

Текст выставки: Голубева Э. Писатель Леонид Добычин и Брянск».– Брянск.– 2005.– 130с.

Источник: http://dobychin.lit-info.ru/