С любовью к брянской земле. Я.Д. Соколов. Из цикла «В едином славянском мире»
(12+) Яков Дмитриевич Соколов – краевед, писатель, историк родился 20 марта 1927г. в белорусском городе Ветка Гомельской области. Но жизнь его в основном была связана с брянской землёй. Ей и посвящены его книги: «Седая брянская старина», «Брянск – город древний», «Отчизны здесь моей начало», «Древнего Брянска частица», «Здесь корни, здесь истоки Брянска», «Читая брянские фамилии», «Володарка от Привокзальной слободы до наших дней» и многие другие. В своих историко-краеведческих очерках Яков Дмитриевич рассказывал о более чем тысячелетней истории Брянска и брянского края, его старине и сегодняшнем дне, людях, культуре, образовании, промышленности, медицине, спорте, топонимике, памятных местах, названии улиц, рек, озер… Темы его книг разнообразны: Брянское княжество, Преподобный князь Олег Брянский, Брянский полк, Брянская флотилия, Мальцовская слобода, Белые Берега, Свенский монастырь, «Нормандия» в брянском небе, брянцы – участники Парада Победы, Брянский вокзал в Москве, Почётные граждане Брянска и Брянской области, брянские космонавты, писатели, художники, артисты, музыканты и др.
Благодаря Я.Д. Соколову мы смогли узнать, что многие выдающиеся личности побывали на нашей земле: помимо их императорских высочеств – Петра I, Елизаветы Петровны, Александра I, Николая II, это были : Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, А.А. Фет, И.А. Крылов, В.В. Розанов, А.Т. Твардовский, Н.И. Рыленков, Е.А. Евтушенко, М.Н. Алексеев, О.А. Горчаков, В.В. Липатов и многие другие.
Несмотря на белорусские корни, Я.Д. Соколов всю свою жизнь с любовью относился к Брянщине, гордился тем, что он жил на брянской земле. «Любимая Снежеть моя...» - так написал Яков Дмитриевич об одной из рек брянского края. Эти слова можно отнести и ко всей брянской земле, которая всегда была для него источником творческого вдохновения.
«Прошлое родного края, историю своего города, села надо знать каждому из нас. Знать не по принуждению, а по зову сердца...» - так писал Я.Д. Соколов в своей книге «Брянск – город древний». Именно по зову сердца написаны все его книги о Брянщине. И неслучайно в энциклопедию «Лучшие люди России», изданную в 2003г., в раздел «Родины славные сыны и дочери» наряду с другими брянцами вошло имя Якова Дмитриевича Соколова.
Из книги Я. Д. Соколова «Брянск – город древний».
«Ходили по Десне пароходы»
Десна. Весной она полноводна. Летом, особенно в жару, она здорово мелеет, обнажая кое в каких местах островки, поросшие лозняком. А ведь живы еще те, кто помнит, как по реке курсировали пароходы. Ни с одним человеком пришлось беседовать мне на эту тему. Валентина Васильевна Федосова, 1900 года рождения, рассказывала, как, будучи девчонкой, первый раз плыла с дедом на пароходе от пристани повыше Черного моста до станции Брянск Риго-Орловской железной дороги. Для перевозки пассажиров и связи города со станцией по Десне в 1898 году стали плавать пароходы «Вера» и «Надежда». Каждый из них брал по сорок человек. Позднее начали еще курсировать «Константин», «Олег», «Мария Магдалина», «Виктория»... Пароходы отходили от пристани примерно через каждые полчаса. Цена билета в одно время была десять копеек, а для учащихся наполовину дешевле. В конце девяностых годов XIX — начале XX века в черте Брянска пассажирские пристани были сооружены неподалеку от Черного моста, возле нынешнего концертного зала «Дружба», железнодорожной станции Брянск I; грузовые — Мальцовская и напротив того места, где Болва сливается с Десной...
В 1850-1860 годах были изданы документы под общим названием «Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба». В обозрении по Орловской губернии штабс-капитан Кузьмин, описывая Десну, подчеркивал, что весной река разливается на несколько верст. Вода ее притоков и колодцев на возвышенном побережье отличается особой мягкостью и приятностью. В этом описании дана и схема рек бассейна Десны. Сообщается, что Десна до впадения в нее Болвы судоходна. «Ширина ее в Брянском уезде 30-40 саженей, ниже по течению увеличивается вдвое. Глубина летом от двух до восьми аршин. Мели встречаются редко, только во время засух. Дно песчаное, редко каменистое».
А вот информация из двадцатого тома Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона: «Начиная от самого Брянска тянутся целые ряды плотов с лесными материалами, мальцовский товар, состоящий из простого стекла и хрусталя, чугунного литья, железной, эмалированной посуды, фаянса и др.» Товары шли в Киев, Херсон, многие другие места.
В 1848 году из Брянска в Киев отправился первый пароход — буксир «Мальцов», построенный на Людиновском заводе, собранный на Радицком предприятии и получивший имя его владельца. Это был один из пяти первых речных пароходов мальцовской постройки. С конца 50-х годов между Брянском и Киевом начал курсировать еще более мощный пароход.
Буксирные пароходы «Анастасия», «Николай», «Капитолина», пассажирский «Ласточка», товаропассажирские «Иоанн Богослов», «Стрелок» «Удалой», «Польза», «Опыт» и другие были построены до 1870 года на Людиновском заводе. Собирали и изготовляли их также на Радицком и Брянском заводах.
Передо мной один из многочисленных документов о Десне — «Ведомость о речном судоходстве в Брянске в 1853 году». В ней сообщается, что по реке прошло судов за год 2273, из них лесных — 397. Общая ценность перевезенного груза составила более 864 тысяч рублей. По тем временам это огромная сумма.
Чиновники, жители некоторых населенных пунктов, расположенных вдоль реки, занимались незаконными поборами. «Брянские купцы И.И. Бобков и Н.А. Давыдов, — пишет Ф. Исайчиков в книге «По старому Брянску», — вынуждены были в 1860 году направить письмо в Киев руководству правления 10-го округа путей сообщения: «...Обращаясь к Вашему Высокопревосходительству, просим принять с Вашей стороны ходатайство для усовершенствования сплава... по реке Десне до впадения в Днепр и оттуда до Херсона, куда, собственно, производится главный сбыт наших товаров... и учреждение в Брянске Брянской судоходной дистанции». Однако прошло семь лет, отмечает краевед, прежде чем в Брянске появились два государственных чиновника и писарь 10-го округа путей сообщения и навели порядок в сплаве леса и прохождении судов по Десне.
Воспоминания о плавании по Десне и Днепру из Бежицы до Екатеринослава на пароходе «Благодать» оставила Мария Клавдиевна Тенишева, вторая жена князя Вячеслава Николаевича Тенишева. Плавание состоялось во время свадебного путешествия в конце апреля — начале мая 1892 года. «У Вячеслава был свой собственный пароход, построенный на Бежицком заводе. Мы сели на «Благодать» в двенадцать часов дня», — пишет М.К. Тенишева в своей книге «Впечатления моей жизни». Поездка надолго запомнилась ей. Все радовало: пробуждающаяся весенняя природа, разливы рек. «Местами водное пространство незаметно суживалось, чувствовались берега, заросшие кустами, окутанные бледно-зеленой дымкой. Искрящаяся мелкая рябь на воде ослепительно блестела на солнце, и теплый ветерок ласково щекотал лицо. Мы были прикованы этим зрелищем. Для слов и восторга не было места...».
До Великой Отечественной войны в Брянск приходил пароход из Чернигова. По Десне из Брянска в 1937 году по различным направлениям, на разные расстояния было перевезено около 67000 человек и 76000 тонн грузов. Действовало водное пассажирское сообщение от Брянска до Трубчевска и после войны. Деятельность Брянского управления транспортного освоения малых рек была прекращена в 1953 году.
Вспоминаю, что в те годы на берегу старицы Десны, как ехать на Брянск I, еще строились небольшие деревянные баржи. В семидесятые годы у берега возле концертного зала «Дружба» швартовался многоместный катер «Пересвет». На нем жители города могли совершить прогулки по реке до Свенского монастыря, а когда позволяла вода, и в другие места. Потом катер списали.
Мелеет с каждым годом Десна. Все уже ее берега. Не слыхать пароходного гудка, о котором вспоминают лишь глубокие старики. Да бережно хранят летопись Десны желтеющие в архивных документах строки. О Десне можно найти упоминание и в Ипатьевской летописи. Когда киевский князь Святослав Всеволодович возвращался в Киев из Карачева, то «плыл по Десне в лодиях к Чернигову». Это было в 1185 году. В ряде мест на реке найдены челны, относящиеся к далекому прошлому.
Фотодокументы из фотоколлекции ГКУ БО ГАБО.