Семинар "Исследовательская деятельность учащихся по краеведению: формы и пути осуществления"

(12+) 9 декабря 2015 г. в МБОУ "Гимназия №3" г. Брянска прошел семинар "Исследовательская деятельность учащихся по краеведению: формы и пути осуществления". Главный специалист госархива Брянской области Е.В.Деревянко представила руководителям школьных музеев доклад на тему: "Работа Государственного архива Брянской области в сфере повышения интереса учащихся к исследовательской деятельности".

Работа Государственного архива Брянской области в сфере повышения интереса учащихся к исследовательской деятельности.

(12+) В конце 2014 года архив приступил к реализации проекта «Архивы – школе», одной из целей которого является создание необходимых условий для стимулирования у детей и молодежи интереса к историческому прошлому малой родины, её культурным ценностям, формирования у школьников навыков исследовательской деятельности в области краеведения.


Данная цель может быть реализована через выполнение конкретных задач, стоящих перед архивом:


  • - создание информационного поля в сфере сохранности культурных и исторических ценностей родного края;
  • - реализация обучающих, просветительных, интерактивных проектов для школьников, направленных на воспитание гордости и любви к своей малой родине;
  • - сохранение исторической преемственности поколений, воспитание бережного отношения к архивному наследию.

В ходе реализации данных задач архивом был проведен ряд мероприятий.


1. Для учащихся начальной школы разработаны лекции «Знакомство с историей города Брянска», «История вокруг нас», «Легенды старого Брянска», «Архитектурные образы г. Брянска», «Со старой фотографией по Брянску». На первом занятии дети в форме путешествия во времени знакомятся с различными историческими эпохами и ключевыми моментами прошлого родного края. Второе занятие предусматривает виртуальную прогулку по памятным местам города Брянска, знакомство с памятниками и событиями, которым они посвящены. Три последние лекции основаны на сохранившихся фотографиях города Брянска конца XIX – начала XX вв., с помощью которых осуществляется попытка воссоздать образ города на рубеже веков. Все лекции предусматривают использование презентаций. Мероприятия были проведены в 1-х классах МБОУ «Гимназия № 7», МБОУ «Школа № 45» г. Брянска, 8-9-х классах Снежской школы. По итогам уроков учащимся было предложено выполнение самостоятельных творческих проектов «Моя малая Родина – Брянск». Все подготовленные проекты с использованием фотодокументов архива и современных фотографий памятников города Брянска составили общую выставку.


2. Еще одним направлением деятельности архива в реализации проекта «Архивы школам» является разработка лекций из цикла «Я обещал вернуться, мама…», посвященного 70-летию Победы. Так были разработана лекция для учащихся начальной школы: «Письма с фронта» и проведена в 1-х, 2-х, 3-х классах МБОУ «Гимназия № 7» г. Брянска, а также лекции «Оригами войны», «Треугольники-письма» для учащихся средних школ. Первую из них прослушали учащиеся 8-х классов МБОУ «Школа № 8» г. Брянска. Вторая предназначена для учащихся 7-х классов МБОУ «Гимназия № 7» г. Брянска. Еще одна лекция «Письма с фронта» была разработана ЦДНИБО и проведена для учащихся 8-х, 9-х классов Снежской гимназии. Все мероприятия сопровождались презентацией и демонстрацией архивных документов: писем, дневников, воспоминаний военных лет, фотографий участников Великой Отечественной войны. В конце занятий школьники попробовали сами написать фронтовые письма и сделать конверты-треугольники. Эти творческие работы были использованы при подготовке виртуальной выставки, посвященной 70-летию Победы.


В рамках проведения военно-патриотического месячника, посвященного празднованию Дня Российской армии, сотрудниками госархива была организована встреча младших школьников Гимназии №7 г. Брянска с бывшими воинами-интернационалистами, задействованными в военных конфликтах XX в. беседа «Жить – Родине служить» дополнялась фотодокументами из фондов ГАБО: снимками боевых действий в Афганистане, Чечне, Приднестровье, их участников, мирного населения и др.


3. Патриотическое воспитание, любовь к культурному наследию малой родины реализуются в организации творческих встреч учащихся с представителями литературного сообщества г. Брянска в рамках цикла «Литературная Брянщина». В госархиве прошли три таких встречи. На первой – с участием 10-х классов МБОУ «Гимназия № 6» брянские поэты В.Е. Сорочкин, Л.С. Ашеко, Е.И. Леонова и др. познакомили аудиторию со своими новыми изданиями, прочитали отрывки из лирических произведений, проникнутыми любовью к Родине, жизни, искренностью, гуманизмом. На второй - с участием 7-х классов МБОУ «Гимназия № 7» г. Брянска литераторы не ограничились знакомством учеников со своим творчеством, учащиеся были проинформированы о новом школьном учебнике-хрестоматии «Литературная Брянщина», что вызвало интерес у школьников и их учителя русского языка и литературы. Встреча закончилась вопросами ребят к представителям литературной Брянщины. Третья встреча подытожила год литературы. Школьники Глинищевской средней школы познакомились с новыми изданиями, статьями, альманахами, увидевшими свет в год литературы.


4. Последним направлением деятельности архива в ходе стимулирования у учащихся интереса к исследовательской деятельности в области краеведения является организация и проведение обзорных экскурсий «Знакомство с архивом», ознакомительных лекций. Последние подбираются или вновь разрабатываются, исходя из желаний представителей образовательных учреждений. В архиве проводились лекции: «Моя родословная. Первые шаги», «История города Брянска в документах госархива Брянской области», «Из опыта работы с архивными документами», «Прошлое и настоящее брянского архива» и др. В ознаменовании празднования 70-летия Победы в ЦДНИБО прошла экскурсия для учащихся 9-х, 10-х, 11-х классов МБОУ «Гимназия №3» с обзором документов периода Великой Отечественной войны «Добро пожаловать в архив».


5. Отдельно необходимо остановиться на работе архива с преподавателями средних школ в сфере проведения просветительской деятельности. Ежегодно Брянским институтом повышения квалификации работников образования (БИПКРО) проводятся научно-практические семинары с участием представителей госархива Брянской области по проблемам изучения Холокоста: «Уроки Холокоста – путь к толерантности», «Память и имя». Целью семинаров является формирование у педагогов интереса к малоизученным страница Великой Отечественной войны на примере истории Холокоста. Для облегчения работы преподавателей по организации исследовательской деятельности учащихся по проблемам Великой Отечественной войны, архивом разработано методическое пособие «Работа с архивными источниками по истории Великой Отечественной войны (на примере истории Холокоста) на уроках истории (по документам Государственного архива Брянской области)».


6. Сотрудники архива ведут постоянный мониторинг за изменениями интереса учителей и учащихся к тем или иным темам краеведческого характера. При этом госархив заботиться о повышении квалификации своих работников. Так в июне текущего года я прошла обучение на XV ежегодной летней сессии международных курсов преподавателей темы Холокоста «Уроки Холокоста – путь к толерантности». Наряду с преподавателями – учителями истории, социальных дисциплин, литературы, изобразительного искусства, начальных классов на сессии присутствовали руководители исторических и поисковых клубов, библиотек, преподаватели ВУЗов. Опыт общения с преподавателями школ оказался полезным. В рамках секционной работы, дискуссий и личных бесед удалось выяснить: какие темы, освещаемые на уроках, нуждаются в привлечении документального материала; занятия по каким темам могут быть проведены непосредственно в архиве на основании имеющейся источниковой базы. Учителя поделились своим видением подготовки и проведения подобных внеурочных занятий.


Таким образом, интерес учащихся к исследовательской деятельности в области краеведения не появляется сам по себе. Он должен стимулироваться. В этой связи расширение круга информации по истории Брянщины, опыт самостоятельной работы школьников с документами, проведение творческо-поисковой деятельности на базе архива – всё это должно способствовать развитию познавательной активности учащихся, стать факторами, активизирующими желание старшеклассников к проведению собственных научных изысканий и в дальнейшем.


Фото