Радиопередача «Из вихря музыки и света»

«Из вихря музыки и света»
(радиопередача к 145-летию со дня рождения А.Д. Вяльцевой)

(12+) 1 марта 1871г. в слободе Алтухово родилась девочка, будущая эстрадная певица, «несравненная», «восхитительная», «неподражаемая» Анастасия Дмитриевна Вяльцева.


После трагической смерти отца, он служил в лесных дачах графов Орловских, мать Мария Тихоновна принимает решение переехать в Киев. Настю устраивают учиться в вышивальную мастерскую, где она не только ученица, но и прислуга. Вскоре окружающие заметили, что у девочки тонкий слух и хороший голос. Кроме того, как о ней говорили, она была премиленькой и хорошенькой. Когда в Киев на весь зимний сезон приехал театр Сетова, известного театрального и эстрадного антрепренера, Настя, умирая от страха и собственной смелости, пришла к нему показаться. И Сетов ее взял. Правда, играла она безмолвных пажей, но главное – на сцене. Потом был хор Киевского товарищества, первые гастроли и много учебы. Переехав в Петербург, Настя устроилась в Малый театр Сергея Александровича Пальма. Но роли были совсем незначительные, второстепенные, вроде «кушать подано». Помог, как говорил известный в то время театральный обозреватель Кугель, «случайно случившийся случай». В конце 19 века опять вспыхнул интерес публики к цыганским песням.


Отдавая дань моде, Пальм поставил в своем театре оперетту – обозрение «Цыганские песни в лицах», где была занята вся труппа. Получила свою роль и Настя – роль Кати. Но куплеты ей не давались, она стеснялась своих известных наставников и чем больше ее поучали, тем хуже она пела. Однажды после очередной перепалки, в полном отчаянии, она запела как ей хотелось, в полный голос, да так, что все ахнули. Блестяще спетая песенка, ставшая затем на долгие годы «гвоздем» всех концертов, решила ее судьбу.


После премьеры о неизвестной доселе Вяльцевой заговорили все. С этого времени ей стали давать роли героинь. Более того, Вяльцеву приглашают в Москву в театр «Эрмитаж». Ее первый самостоятельный концерт в театре принес огромный успех. Критик Пальмский писал тогда: «Вероятно, никто из русских артистов, за исключением разве только одного Ф. Шаляпина, не сделал такой феерической карьеры, не пользовался такой широкой популярностью и не имел такого головокружительного успеха как … Анастасия Вяльцева».


Каждый выход певицы на сцену вызывал бурю оваций. Затем начиналось шествие с цветочными подношениями: передавались корзины со светящимися инициалами артистки, с электрическими лампочками, со свечами, фонтанчиками, с различными восторжественными надписями. Но самой дорогой для ее была надпись: «Москва признает тебя».


За свою сценическую жизнь Анастасия Дмитриевна переиграла почти все роли в опереточных спектаклях, идущих на сценах обеих столиц. Но истинную славу, поклонение и любовь принесли ей романсы. На одном из концертов в Петербурге ей пришлось, помимо программы, пропеть 52 романса. А выступная на Сокольническом кругу Москвы, она дополнительно спела 60.


Еще больший успех ожидал Анастасию Дмитриевну в провинции. Ее первые гастроли начались в 1902г., а первый концерт был дан в зале Тверского общественного собрания, города театрального и требовательного. И хотя публика не знала о ней ничего, Вяльцева буквально обворожила зрителей. Затем Рязань, Орел, Курск, Воронеж, Харьков, Ростов, Тифлис, Тамбов. Слухи о новой звезде стали передаваться из города в город. Билеты в Харькове, например, были раскуплены задолго до приезда Вяльцевой. Местный театральный критик Львов писал: «Я помню триумфы Вяльцевой в Харькове. Серьезный студенческий город, серьезная публика. К театру относились вдумчиво и любовно. Но приехала Вяльцева, запела свою мощную песнь торжествующей любви, улыбнулась своей улыбкой, стройная, изящная, и толпа забесновалась. В одно сливались студенческая молодежь и почтенные старцы».


Победа была одержана и в Тифлисе – городе старых оперных традиций. Тифлис охотно посещали все выдающиеся русские певцы. Там получил свое признание юный Шаляпин. Получила его и Вяльцева.


Со своего первого гастрольного турне артистка вернулась с эпитетами «несравненная», «неподражаемая», которые отныне сопровождали ее всю жизнь.


За 10 лет гастролей Вяльцева проехала свыше 200 тысяч километров, посетила почти все крупные города России. И везде восторженный прием, искренняя любовь зрителей и самые лестные отзывы в печати.


Как писала газета «Орловская жизнь»: «Да, что толковать: вся Россия ее пением восхищается и признает в ней не только певицу, но и драматическую артистку. Спеть песенку, заливаться соловьем многие артисты могут, но разыграть ее как разыграла Вяльцева, на это другой Вяльцевой не найти». Одна из столичных газет отмечала умение Вяльцевой петь «необычайно интимно». «Госпожа Вяльцева стояла перед тысячной толпой, красивая, изящная, и переживала исполняемый ею романс. Мы все одинаково понимали ту любовь, которой жила певица, потому что все люди одинаково любят».


Популярный цирковой борец Иван Поддубный сказал как-то: «В России есть три знаменитости: я, Горький и Вяльцева» А Александр Блок записал в своем дневнике: «Вся Россия – от великокняжеских дворцов до мещанских местечек – увлекается грамзаписями Вяльцевой».


Действительно, ей удавалось очаровывать и простой люд, и видных литераторов.


Петров-Скиталец (входил в Горьковский кружок) утверждал: «За последние 16-17 лет не было никого, кто бы так согревал и радовал петербуржцев как Вяльцева. Да, она была всего только певицей нехитрых романсов, которых не признает гордая, серьезная музыка. Но тем больше ее заслуга, тем удивительнее ее гений, что даже с такими немудреными средствами она чаровала и оживляла сердца». Строгий ценитель искусства Немирович-Данченко, посетив концерт Вяльцевой, признался: «Она мне доставила удовольствие, большая артистка».


В чем же был секрет успеха Вяльцевой? На этот вопрос пытались ответить многие театральные критики. Кто-то объяснял ее успех появлением нового класса – буржуазии, признающий «только такое искусство». Кто-то – в общем болезненном духе и нервозной атмосфере начала века, где расцветало все, что уводило от серости, скуки, напряженности. Однако никто не отрицал «каким прекрасным голосом наделена певица от природы, тембр которого сочтен редким по красоте». Но и не только голос. Для каждой артистки высшим даром является сценическое обаяние. Его невозможно приобрести ни трудом, ни опытом, ни какими-то усилиями. Вяльцевой же сценического обаяния было отпущено сверх меры. Прекрасная внешность, легкие выразительные жесты, чарующая улыбка – все покоряло зрителей. Как писала одна из провинциальных газет: «Это ломаная бровь, что-то застенчивое в движениях рук, загадочное мерцание серых глаз приводит публику в восторг». И еще манера исполнения, где не было надрыва, специальных эффектных приемов. Певицу отличало чувство меры, врожденный художественный такт, которые оберегали от жеманства, манерности, преувеличенных эмоций. Отсюда – сдержанность, естественность жестов и мимики. Как отмечал музыкальный критик Коломийцев: «Госпожа Вяльцева поет свои романсы слишком целомудренно, слишком чистоплотно и даже сухо».


В жизни, вне сцены Анастасия Дмитриевна была милой, обаятельной женщиной, к которой часто обращались за помощью. Двери ее квартиры никогда не были закрыты для посетителей. В Виленской губернии на ее средства были отстроены две деревни, пострадавшие от пожара. В родном Алтухово певица построила родильный приют со всем оборудованием. За ее счет в Петербургском университете учились несколько одаренных студентов. В Харькове на сборы с ее концертов была построена студенческая столовая. Весь сбор с первого концерта в зале Варшавской филармонии был отдан в местный университет на оплату обучения бедных студентов. Вяльцева давала благотворительные концерты в пользу начальных училищ, детских приютов, погорельцев, обедневших артистов. Для нее было делом обычным и повседневным послать больной актрисе пособие, приобрести малоизвестной певице театральный гардероб. Когда началась русско-японская война, Анастасия Дмитриевна отправила для госпиталей вагон гигроскопической ваты. Сама дважды побывала в Харбине, где давала благотворительные концерты.


Беда пришла неожиданно. Осенью 1912г., находясь на гастролях в Воронеже, Вяльцева почувствовала себя настолько плохо, что будучи всегда очень требовательной и строгой к своим обязательствам, не смогли выйти на сцену.


Врачи поставили страшный диагноз – белокровие. 4 февраля 1913 года в возрасте 42-х лет Анастасия Дмитриевна Вяльцева скончалась.


И если песни Вяльцевой волновали зрителей, если под их звуки становилось тепло на душе и хотелось слушать еще и еще, значит прав был ее коллега по сцене, известный артист эстрады Днепров, утверждавший: «Звездою первейшей величины была Анастасия Вяльцева. Ее талант можно сравнить с полевыми цветами. Да простят мне это сравнение, но я не нахожу другого».


Гл. специалист ГАБО Т.В. Михеева