XV Ежегодная летняя сессия международных курсов преподавателей темы Холокоста «Уроки Холокоста — путь к толерантности»

(12+) С 26 по 29 июня 2015 г. в Москве прошла XV ежегодная летняя сессия международных курсов преподавателей темы Холокоста «Уроки Холокоста – путь к толерантности», в которой приняли участие представители разных регионов РФ - Центрального округа, Крыма, Башкирии, Адыгеи, Биробиджана и др. Наряду с преподавателями – учителями истории, социальных дисциплин, литературы, изобразительного искусства, начальных классов на сессии присутствовали руководители исторических и поисковых клубов, библиотек, преподаватели ВУЗов и работники архивов.


Утром 26 июня все участники летней сессии собрались в Центре (НПЦ) «Холокост» и, прослушав подробный рассказ заведующего архивом Л.А. Терушкина о направлениях деятельности Центра, отправились в Музей еврейского наследия и Холокоста на Поклонной Горе. О музее, разместившемся в Мемориальной синагоге, истории еврейского народа, его культуре и религии рассказала сотрудник музея Н.В. Анисина.


Начало летней сессии положили приветственные слова Президента Фонда «Холокост» А.Е. Гербер и Сопредседателя Центра «Холокост» И.А. Альтмана. Далее вниманию слушателей была предложена лекция религиоведа Ю.М. Табака «Корни антисемитизма», в которой ученый попытался ответить на ключевые вопросы: в чем суть избранности еврейского народа; как и почему возник антисемитизм. Лекция И.А. Альтмана «Холокост в Европе: уничтожение, сопротивление, спасение» была посвящена истории Холокоста до начала Великой Отечественной войны. Оба доклада вызвали неподдельный интерес и уточняющие вопросы участников.


Второй день сессии 27 июня в рамках пленарного заседания открыл И.А. Альтман лекцией «Нацистский оккупационный режим и Холокост на территории СССР и России: общее и особенное», в которой освещались основные этапы Холокоста в период Великой Отечественной войны.


Руководитель русскоязычных программ Международной школы «Яд Вашем» Ноа Сигал провела для участников летней сессии практикум – работу над учебным пособием «Альбом Аушвиц». Преподаватели высоко оценили издание, содержащее не только фотографии, но и воспоминания, карты, диск, поурочные разработки. Продолжением рабочего дня стало выступление Н.В. Анисиной, ознакомившей аудиторию с основными методическими и учебными пособиями по истории Холокоста, комплекты которых участники получили в подарок от Центра «Холокост». Приятным сюрпризом для педагогов стал подарок от А.Е. Гербер, вручившей каждому участнику сессии свою книгу «Когда-то и сейчас» с личным автографом.


Работу летнего семинара продолжили секционные заседания в 2-х группах под руководством опытных модераторов. Учителя продемонстрировали презентации о своем опыте преподавания истории Холокоста, сопровождая их кратким ознакомительным рассказом, поделились трудностями, рассказали о направлениях внеклассной и поисковой работы со школьниками. Каждому сообщению сопутствовали дополнения модераторов. На общем заседании групп возникла дискуссия, на которой поднимались вопросы: с какого возраста нужно говорить о Холокосте; что можно, а что нельзя говорить о Холокосте школьникам разных возрастов, как найти баланс знаний и эмоций на уроке по указанной теме и др. Модераторы ответили на все вопросы, вызвавшие споры и дали необходимые рекомендации учителям.


Пленарное заседание 28 июня началось с выступления Н. Сигал, сделавшей обзор советских и зарубежных фильмов, прямо или косвенно затрагивающих тему Холокоста. Вниманию участников сессии были предложены фрагменты фильмов «Непокоренные» (1946 г.), «Иванна» (1959), «Судьба человека» (1959), «Восточный коридор» (1966), «Ты не сирота» (1962), которые могут быть использованы преподавателями при подготовке к урокам по теме «Холокост». Ноа удалось раскрыть тонкие моральные и этические моменты, затронутые в просмотренных фрагментах.


После деления на две группы, каждая из которых получила практическое задание, работа продолжилась в секционных заседаниях. Первая группа трудилась над рецензией к учебно-методическому пособию «1933-1945. Холокост. История. Уроки» (2014). Вторая занялась разработкой рекомендаций для российских органов управления образования по включению ежегодных мероприятий по преподаванию и освещению темы Холокоста в учреждениях образования. После напряженной работы участники обеих групп собрались в общем зале, где ознакомили друг друга с получившимися проектами. Модераторы одобрили результаты труда секций, внесли свои поправки и пожелания, которые должны будут учесть педагоги при доработке проектов.


Третий день летней сессии завершился просмотром документального фильма П. Чухрая «Дети из бездны» (2000). История Холокоста, уместившаяся на 50-ти минутной киноплёнке, потрясла педагогов. Запечатленные на ней неподдельные эмоции чудом уцелевших свидетелей Катастрофы (ШОА) передались залу. Чувства сострадания, скорби, жалости захлестнули аудиторию, остававшуюся в безмолвии еще некоторое время после окончания ленты.


Обсуждение фильма было бы едва уместным сразу после его просмотра, поэтому оно состоялось в четвертый день сессии. Аудитория обсудила актуальные вопросы: с какого возраста можно демонстрировать фильм детям, показывать ли его целиком или возможен фрагментарный подход, какой должна быть подготовка к просмотру киноленты и др.


После дискуссии модераторы ознакомили аудиторию с перспективами дальнейшей работы участников сессии, открыв самые широкие горизонты по изучению и преподаванию темы Холокоста. Заключительным этапом работы стало вручение свидетельств об участии в XV ежегодной летней сессии международных курсов преподавателей темы Холокоста «Уроки Холокоста – путь к толерантности».


За время проведения сессии представители разных регионов ближнего и дальнего зарубежья и России, рядовые участники и модераторы, учителя и работники культуры, объединенные общей темой, получили не только колоссальный объем информации, состоящий из фундаментальной теоретической базы и разнопланового иллюстративного материала, но и позитивный эмоциональный заряд. Предложенные слушателям многочисленные дискуссии и беседы, общее неравнодушное отношение к теме Холокоста позволили всем участникам сдружиться и выработать дальнейшие общие планы на будущее.



Доклады

Архивные документы, содержащие сведения о Холокосте как ценный источник для исследовательской деятельности учителей и учащихся: основные направления работы

Презентация